Архив

По курсу перемен

В настоящее время численность коллектива муниципального предприятия «Автовокзал» составляет порядка ста человек, 60 % из которых – мужчины. А руководит этим большим предприятием специфичной технической отрасли яркая представительница прекрасной половины человечества – Ольга Угличина. Управляется уже не один год, развенчивая тем самым все еще бытующие стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях.
Как утверждает Ольга Анатольевна, особой сложности в управлении по большей части мужским коллективом она не испытывает.
– Первое, что мужчины ценят в руководителе, – это верность данному слову. Вот если ты им что-то пообещал сделать, это надо выполнить. Если не сумеешь, то и они в тебе руководителя не увидят и не почувствуют. Такой принцип касается любой мелочи (шины, запчасти и т.д.), и именно на этом строится авторитет и уважение.
– То есть Вам ежедневно приходится отвечать за каждое сказанное слово…
– Конечно! А как же иначе я могу ожидать от них выполнения финансовой и трудовой дисциплины? Если требую, значит, как руководитель, тоже должна соответствовать заявленным нормам. Это и называется «нести ответственность».
– А каков он в целом – коллектив предприятия?
– Давно и успешно сложившаяся команда. Сотрудники предприятия трудятся на нем не один десяток лет. Я и сама пришла сюда в далеком 1986-ом. В свое время работала диспетчером и контролером, техником и инженером пассажирских перевозок – через многое прошла вместе с этим коллективом, потому, наверное, мы в работе часто понимаем друг друга с полуслова.
– И что, такое понятие, как «текучка кадров», районному автотранспортному предприятию не знакомо?
– По большому счету, нет. Состав, конечно, периодически меняется. Но чаще это становится следствием нарушения трудовой дисциплины. К примеру, не секрет, что у кондукторов зарплата небольшая, и некоторые из них иногда пытаются «хитрить», обилечивая пассажиров уже проданными ранее билетами. Если такое серьезное нарушение выявляется при проверке, то кондуктор увольняется сразу и бесповоротно – требования у нас жесткие.
– Маленькие зарплаты, низкая доходность… Скажите, по Вашему мнению, в век рыночной экономики муниципальное предприятие в принципе может быть успешным в финансовом плане?
– Муниципальные предприятия никогда не были рентабельными, так как несут большую социальную нагрузку. Так, у нас ежегодно складываются убытки в разнице тарифов. Себестоимость поездки по городу составляет 18 рублей, а тариф сегодняшнего дня – 15 рублей. Разница между себестоимостью и тарифом восполняется за счет бюджета – чтобы не повышать тариф, район берет на себя ответственность за возмещение разницы. Плюс ко всему мы перевозим большое число пассажиров-льготников.
Вообще, главная наша задача заключается в качественной перевозке пассажиров. Если бы мы были частным предприятием, то искали бы пути, где нам выгоднее работать. Но мы работаем по муниципальному заказу, в котором обозначены маршруты без учета их рентабельности. К примеру, мы и утром, и днем обязаны ехать в поселок Южно-Степной без единого пассажира. Оттуда везем одного-двух…
Но отменять такие рейсы нельзя – транспортное сообщение между поселениями и городом должно существовать. И выполнение этой задачи строго контролируется администрацией Карталинского муниципального района. Без согласования с главой КМР невозможно переставить или закрыть ни один рейс.
– И все же в этом году часть рейсов была закрыта.
– Сокращение коснулось только тех рейсов, где чрезвычайно низкий пассажиропоток. Очередное сокращение у нас прошло 15 октября и коснулось последнего рейса на Полтавский совхоз (выезжает в 21.05 от автовокзала), рейса по маршруту № 2 «Полтавка-Угольные копи» (21.20 от автовокзала) и маршрут № 1 – «АТП-Орский городок» (на 21.05).
Это как раз приносящие наибольшие убытки рейсы – перевозим за них по 1-2 человека при стандартных затратах.
Да, тот муниципальный заказ, по которому мы сейчас работаем, является убыточным, потому приходится использовать не самые популярные методы, чтобы элементарно держаться на плаву (т.е. иметь возможность выплачивать зарплату, налоги; платить за запчасти, ГСМ и т.д.) И все же хочу отметить, что при нормализации обстановки все сокращенные рейсы восстановятся.
– За счет чего же при подобном раскладе ситуация может нормализоваться?
– Уверена, этого можно достичь путем организации единого расписания и четкого контроля за его соблюдением по городу и Карталинскому району. Условия должны быть равны для всех, независимо от формы организации. У нас по городу сегодня порядка 20 перевозчиков курсирует, еще шесть машин по району ходит. И если каждый будет выполнять свое расписание, не нарушая его в пику конкуренту, думаю, ситуация может наладиться.
– Вы считаете, обязать частников придерживаться этой позиции представляется возможным?
– С января в Челябинской области вступает в силу закон, согласно которому заниматься перевозкой пассажиров смогут только прошедшие конкурсный отбор компании. Суть проекта в том, чтобы предприятия конкурировали за право на конкретные маршруты муниципалитета. Выигравший конкурс перевозчик будет обязан придерживаться регламентированного графика работы, прописанного в едином для всех расписании. При этом принять участие в конкурсе смогут исключительно добросовестные перевозчики: учитываются транспортная база, статистика правонарушений действующих водителей компании и другие показатели. Таким образом, думаю, удастся навести порядок в этой сфере и все предприятия станут действовать в рамках равных условий и полной ответственности.
– Ответственность, право, не малая… Что есть такого в этой работе, что заставляет Вас ежедневно нести ее на своих плечах?
– Это невозможно объяснить, – улыбается Ольга Анатольевна. – Мне дорог наш коллектив, нравится жить в ритме автотранспортного предприятия. Знаете, когда вечером наблюдаешь, как автобусы заходят в парк, как их моют, ставят в линию, внутри возникает чувство глубокого покоя и удовлетворения от проделанной работы. И потребность в этом ощущении не исчезает, а год от года становится только сильнее. Может, потому, что вся моя жизнь связана с этим предприятием, мне трудно представить себе даже день без него.