Архив

Контроль от народа

Экономическая ситуация последних лет вернула из небытия забытое было понятие эпохи социализма – народный контроль.

Свое второе рождение, благодаря инициативе политической партии Единая Россия, «Народный контроль» обрел в 2010 году – как ответ на вызов, связанный с возникшим напряжением в цепочке «производитель-продавец-потребитель».
Основной целью данного проекта стало сдерживание необоснованного роста цен на первоочередные продукты питания, составляющих минимальный набор потребительской корзины, — рассказывает Михаил Усольцев, председатель Совета депутатов Карталинского городского поселения, координатор федерального проекта от местного отделения партии «Единая Россия». — Актуальность этой задачи стала особенно очевидна на фоне прошлого, трудного в плане урожайности, года, когда цены на многие продукты питании взлетели в разы, причем, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для того, чтобы на этом обоснованном процессе не «грели руки» некоторые недобросовестные перекупщики, создавалась программа «Народный контроль».
— Трудно поверить, что алчность можно побороть контролем…
— С подобным недоверием нам неоднократно приходилось сталкиваться в своей практике – особенно в самом ее начале. Бывало, прямо в магазине, куда мы приходили для мониторинга, покупатели говорили, мол, что толку от вашего хождения, если цены все равно растут… Сегодня мы встречаем гораздо меньше скептицизма. Думаю, потому, что люди уже успели почувствовать реальный результат действия проекта «Народный контроль».
— И все же, в чем конкретно заключаются функции комиссии, и каким образом ее деятельность может регулировать процесс ценообразование в карталинских магазинах?
— В первую очередь это мониторинг цен. Первоначально перед нами ставилась задача проводить его раз в месяц по всем торговым точкам (крупные сети, малые магазины, рынки т.д.), после чего, сведя данные в общую таблицу, отправлять их в региональное отделение. Оттуда цифры, ставшие частью уже областного мониторинга, уходят на уровень российской федерации, где, с учетом реальных фактов с мест, и определяется комплекс необходимых для урегулирования рынка мер. К примеру, когда зашкаливала цена на пшеницу, производился «выброс» зерна из резервов государственных запасов; вводилось эмбарго на вывоз зерна за рубеж и т.д. Или, скажем, когда стоимость килограмма гречки достигла пикового уровня в 130 рублей, государством были закуплены большие партии этой крупы в Китае, что в итоге позволило стабилизировать цену, а впоследствии добиться ее значительного снижения. В целом, результатом такой политики стало снижение стоимости целого ряда продуктов на 30-40% за последние 10 месяцев.
— А влиять на ситуацию на местном уровне народные контролеры как-то могут?
— И могут, и влияют. Так, если надбавка на товар в магазине превышает среднюю по региону, то на уровне области рассылаются письма в Роспотребнадзор, в торговые отделы и прокуратуру с требованием разъяснить обоснованность такого ценообразования. И мы ведь не только цены мониторим, но и соответствие магазина современным требованиям проверяем: сроки годности продукции, установленные правила товарного соседства, наличие и точность контрольных весов, чистоту полок и полов и т.д. Отслеживаем и ситуацию по алкогольной продукции – относительно запрета на торговлю им после 23:00, и по продаже алкоголя молодежи.
— И как реагируют на претензии от «Народного контроля» собственники магазинов?
— Обычно удается выстроить диалог, и обнаруженные нами нарушения исправляются в краткие сроки. Пожалуй, неприятным исключением из этого списка можно считать торговую сеть «Магнит», раз за разом игнорирующую наши замечания относительно ужасного санитарного состояния перед магазином, полок и полов внутри здания. В настоящее время мы вынесли предупреждение директору, который находится в Магнитогорске, и, если ситуация не изменится в кратчайшие сроки, готовы воздействовать на них более жесткими мерами – через роспотребнадзор, прокуратуру, посредством антирекламы, наконец. А то, насколько руководство магазина готово прислушаться к нам, мы будем проверять постоянно – являясь общественной организацией, «Народный контроль» не ограничен никакими условностями, и, значит, мы можем в полной мере отстаивать интересы наших сограждан. Хотелось бы, чтобы все собственники магазинов это четко понимали.
— Сколько человек входит в «Народный контроль»?
Изначально, когда планировали проводить мониторинг лишь один раз в месяц, комиссия состояла из пяти человек. Теперь, в связи с возросшей нагрузкой, будет порядка 24. Состав групп народного контроля (разномастный): представители администрации, молодежного движения «Молодая Гвардия», Совета ветеранов, КЦСОНа и т.д.
— Проверки проходят по строгой очередности? Что может послужить причиной внеплановой проверки торговой точки?
Мониторинг у нас осуществляется еженедельно. Проверяться может каждый магазин любое количество раз – законодательно по числу проверок мы не ограничены. Поводом для дополнительной проверки может стать жалоба – устная, письменная, переданная по телефону.