Архив

Новые стандарты не пугают карталинских педагогов

С этого года в России введены новые стандарты обучения начальной школы — о том, с чем пришлось столкнуться нашим педагогам при переходе к ним, мы беседовали с методистом карталинского Центра дополнительного образования детей, теперь еще и тьютором (от англ. «наставник») по ведению федерального государственного образовательного стандарта Тамарой Гречущевой.

Кадры решают
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ с 1 сентября 2011 года все первоклассники России обучаются по новому федеральному государственному стандарту начального общего образования. И, как пояснила нам Тамара Валерьевна, сегодня этот переход в обществе воспринимается как данность, без истерик, еще совсем недавно буквально электризовавших воздух.
— Сейчас в школах идет адаптационный период для первоклассников: малыши «примеряют» правила новой для них жизни, педагоги присматриваются к своим подопечным – пока что все идет своим обычным чередом, а новые методы и формы работы в процесс обучения учителя начнут вводить только со второй четверти, — рассказывает Тамара Валерьевна.
Сами педагоги, по утверждению тьютора, к уже «наступившим на пятки» переменам с профессиональной точки зрения подготовлены (прошли дополнительное обучение) и, единственное, что придется им преодолеть на пути к новым стандартам, так это собственное волнение.
Не вызывает особой тревоги у специалистов и тема материально-технического оснащения. Так, к примеру, все необходимые учебные пособия в школы были закуплены заранее, боль шей частью за счет областного бюджета. Вполне решаем, как оказывается, и вопрос недостатка рабочих площадок.
— Школа имеет право заключить договор с учреждением дополнительного образования, на базе которого впоследствии сможет вести внеурочную деятельность. Скорее всего, в следующем году, когда придет второй поток первоклашек, эта возможность у нас и будет востребована, пока же школы, согласно с самостоятельно разработанной моделью внеурочной деятельности, предпочитают вести ее на своей территории – материально-техническое и кадровое обеспечение позволяют, — поясняет Тамара Гречущева.
Намного больше специалиста тревожит проблема отсутствия системы оценки достижений планируемых результатов. То есть, итоговые контрольные, конечно, имеются, а вот промежуточные (для проверки результатов ребенка в течение учебного года) не разработаны. А ведь отследить нужно не только предметный результат, но и личностный – умение учиться.
Родители… не мешают
Умение учиться школьникам станут прививать посредством различных методик, направленных на развитие у ребенка способности ставить цель, сравнивать, анализировать — новый стандарт делает акцент не на том, что надо учить, а на том, что надо знать для достижения успеха в будущем. При этом отслеживаться будут личностные результаты ученика, без сравнения с показателями одноклассников. К примеру, контрольная с 20 ошибками, безусловно «достойна» двойки; не большего заслуживает и работа с 10 ошибками, однако же, если учесть, что оба результата — показатель уровня знаний школьника в разный период времени, то прогресс личностного развития ребенка «на лицо», и его нельзя не отметить.
К новой системе придется привыкать не только учителям, но и родителям — контролировать чадо «по-старинке», как это делали еще родители родителей, больше не получится.
— Раньше в школах обучение строилось по цепочке «правило – обоснование – действие», сегодня же все идет наоборот: ребенку даются задания на определенную тему, он, пытаясь их решить, самостоятельно приходит к выводу, что для этого ему недостаточно знаний, и после, совместно с педагогами, старается его вывести на основе примеров. Мы больше не даем ученику готовые знания, а учим ребенка добывать их самому,- поясняет главную идею новой системы Тамара Гречущева.
— Но ведь в таком случае родителям, уже давно закончившим школу и основательно подзабывшим некоторые ее правила, довольно сложно помогать своим детям делать уроки, подсказывать верные решения, — выказываю я своей оппонентке собственные сомнения.
— А Вы не задумывались, что может быть этого и не требуется? – парирует в ответ Тамара Валерьевна. – Да, родители должны быть союзниками своих детей, но при этом им не следует пытаться взять под собственный контроль весь процесс обучения – предоставьте возможность учителям самим справляться с педагогическими обязанностями.