Архив

«Подарок» кошелек потянет

Вот уж декабрь начал отсчитывать последние деньки до любимейшего праздника большинства – Нового года – с его хлопушками, сюрпризами, подарками. И уж о чем совсем не хочется думать в такое время, так это о бдительности по отношению к последним. А еще о том, что даже в преддверии елочного торжества бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке…

Перед новогодними праздниками многие магазины и торговые точки традиционно завлекают внимание своих посетителей «подарками» в довесок к фактической покупке. Одни из них красиво упакованы манящей надписью «бесплатно», достоинства других неустанно расписывают продавцы-консультанты – и в том и в другом случае избежать столь «выгодного приобретения» покупателю непросто, ибо вроде как глупо отказываться от прямо в руки идущей удачи.
Между тем «халява» зачастую имеет оборотную сторону – в последствии за нее приходится расплачиваться реальными деньгами. Приведу конкретный пример. Как обычно, из собственного опыта.
В начале осени в одном из местных салонов связи (название не указываю умышленно, так как подобный описанному метод ведения продажи так или иначе практикуется в каждом из них) я покупала диктофон – необходимая в моей работе «штучка». В приложение к аппарату мне предложили унести домой сим-карту («Бесплатно, да еще и 100 рублей на счету будет при активации», – восторженно возбуждал мою жажду халявы продавец-консультант), и отказаться от столь заманчивого предложения я не смогла. В итоге, так и оставшаяся не активированной сим-карта оператора, чьими услугами я не воспользовалась из-за отсутствия необходимости, затерялась в одном из ящиков моей «необъятной» однокомнатной квартиры. Есть она, конечно, не просила, но полный счет за себя предъявила, когда я сдавала в салон оказавшийся бракованным диктофон. Мне вернули уплаченную за него сумму за вычетом стоимости сим-пакета. «Стоимость пакета услуг условно бесплатна, и эта акция действует лишь на момент приобретения товара. В подобных ситуациях (при возврате) стоимость вычитается из обозначенной в чеке суммы. К сожалению, больше ничем вам помочь мы не можем», – ледяным голосом отмел мою претензию стоящий за прилавком консультант. И я ушла. Как, теперь знаю, уходили и другие, ибо жители богатейшей страны не станут «мелочно» рядиться из-за собственных денег – мы слишком горды для этого.
— Вообще с подобными жалобами к нам обращаются крайне редко, но не потому, что у нас нет таких фактов, а из-за того, что люди не знают о таком своем праве, – считает Галина Мешечкина, ведущий специалист, эксперт территориального отделения Роспотребнадзора по Челябинской области Карталинского, Брединского, Варненского районов. – Между тем статья 16 Закона о защите прав потребителя говорит о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя. Конкретно запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
— Но в данном случае товар вроде как и не навязывали, а вежливо предлагали…
— «Снабдив» при этом покупателя неполной информацией, или, попросту говоря, обманув потребителя. В главе 12 того же Закона («Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)») обозначено, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора. Покупатель может даже отказаться от исполнения заключенного договора (конечно, в разумный срок) и потребовать возврата как уплаченной за товар суммы, так и возмещения других убытков.
— Как правильно поступить в случае отказа продавца сделать полное возмещение?
— На этот счет есть другие рычаги. В первую очередь столкнувшемуся с отказом в удовлетворении требований покупателю следует обратиться с заявлением в нашу службу, после чего мы выходим на точку и составляем протокол на нарушителя законодательства.
— И чем это может грозить продавцу?
— Административной ответственностью. Согласно статье 14.8 Административного кодекса о нарушении прав потребителя, неполная или недостоверная информация (о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы) может обернуться для продавца предупреждением или наложением штрафа: на должностных лиц (в данном случае продавец) в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. При этом, разумеется, они обязаны вернуть потребителю сумму ставшего причиной разбирательства товара. В случае повторного неудовлетворения требований, мы готовы отстаивать позицию покупателя через суд.
Понятно, что разбирательства и судебные тяжбы – это дело не одного дня. И нервы подобные «поиски правды» потреплют не слабо… Ни к чему это вам, уважаемые наши читатели! Поэтому будьте бдительны, дабы не испортить себе перед новогодними праздниками настроение из-за мифической «удачи».