Архив

Симоновская игрушка

Николай Симонов был в свое время известным в Перми металлургом, а вот его сын Валерий посвятил жизнь дереву. Преподавал в школе искусств, трудился столяром в строительно-монтажном поезде на станции Карталы, а по выходу на пенсию полностью отдался любимому делу – изготовлению деревянных игрушек.

Познакомились мы с Валерием Симоновым на выставке мастеров прикладного искусства, посвященной 85-летию Карталинского района. Перед ним на столе были разложены несколько игрушек и предметов домашней утвари из дерева.
Посетители то и дело останавливались и с интересом разглядывали необычный товар. Чувствовалась рука настоящего мастера! Договорились о встрече.
— Найти мой дом не составит большого труда. Он такой один в округе.
Все стараются отделать свои жилище современными материалами, а у меня все больше по старинке, – поясняет мой новый знакомый.
Действительно, двухэтажный дом Симоновых ни с каким другим не спутаешь. В глаза он бросается издалека всякими разными резными штучками. На крыше гордо восседает разноцветный петух. У калитки гостей встречает хитрым прищуром почтовый ящик, чем-то похожий на старика Хоттабыча. В огороде из снега выглядывают фигурки волка, лисы, медведя, зайца, а на длинном шесте в гнезде, сделанном из колеса телеги, примостился красноклювый аист. Ну, чем тебе не зоопарк!
Сам Валерий Николаевич смахивает на сказочного папу Карло: слегка припорошен мелкими опилками
и от него приятно пахнет свежими стружками. Хозяин любезно приглашает в дом, и мы прямиком следуем на второй этаж. Здесь у мастера любимый уголок, своей обстановкой напоминающий традиционной уклад доброй и крепкой крестьянской семьи. В одном углу – несколько полок с книгами, в другом – коллекция кружек. У противоположной стены настоящие музейные раритеты: ткацкий станок в исправном состоянии, маслобойка, солдатский сундук, которому больше ста лет, несколько утюгов, ножницы и много другой мелочи, которая была в ходу в начале прошлого века.
— Мы с женой большие любители старины, – подчеркивает Симонов.
– Все, что представляет хоть какуюто историческую ценность, несем в дом. К примеру, вот этот ткацкий станок привезли аж из Перми. В хозяйстве пригодится! Планируем с его помощью ткать половики. Очень оригинально!
Все остальное пространство в комнате заставлено деревянными игрушками. Они на столе, окнах, у стен.
Герои деревянных скульптурных композиций – самые разнообразные. Спортсмены, животные, рыбаки, листья, цветы, дородные русские красавицы в бане, одноногий пират с кружкой пива, змеи и т.д.
— Все в конечном итоге зависит от моей фантазии. Сначала вынашиваю образ в голове, а потом сажусь за станок, – с удовольствием рассказывает о своем увлечении карталинский папа Карло.
— А как все-таки называется этот стиль? – допытываюсь у мастера.
— Честно говоря, я не задавался таким вопросом. Но подтолкнула меня именно к такому творчеству богородская резная игрушка. Помните скульптурную группу «Мужик и Медведь»? Вот эти два спокойных и простоватых героя и стали символом народного промысла в различных сюжетных постановках. Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые», а мастера делающие их, удивительно тонко чувствуют пластику, формы и очень лаконично передают ее.
Вот бы и мне так! – восхищается Валерий Николаевич.
Скромничает карталинский мастер. У него получается не хуже.
Он выработал свой индивидуальный стиль и делает игрушки-шутки на свой лад, которые домашние прозвали симоновскими. В них нет ничего лишнего и точно передана динамика. Это не только интересный сувенир, но и отличная забава для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.
Не случайно поделки очень нравятся двум внучкам Валерия Николаевича, которые в дедушке просто души не чают. Ведь он может выполнить любой их заказ.
— Однажды на печную трубу дома по просьбе детей посадил веселого деревянного чертенка. Так батюшка отчитал меня: «Зачем бесовщину привлекаешь!» – смеется Симонов.
Прежде чем игрушка попадает на второй этаж дома Симоновых, она проходит долгий путь. Сначала необходимо найти подходящий материал, да такой, чтобы сучков было поменьше. Они плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают.
— Конечно, лучше всего для игрушки подходит липа, потому что она самая мягкая для резчика, податливая, с ней легче работается. Но где ее взять в нашей зоне? – рассуждает мастер. – Поэтому выбрал для себя сосну. Она значительно тверже, но зато в ней особая текстура, и игрушки выглядят как одетые. Заготовку обрабатываю на токарном станке, а довожу ее до товарного вида вручную.
Валерий Симонов мастер известный в городе. Он не раз выставлялся со своими игрушками в Карталинском историко-краеведческом музее. Есть у него интересные творческие задумки. Мастеру хочется наладить производство различных фигурок для украшения дач и садовых участков.