Архив

Земля в личном пользовании: вопросы и ответы

Земля в личном пользовании: вопросы и ответы ликбез на личных приемах граждан, организованных Депутатским центром Карталинского МО Всероссийской политической партии «Единая Россия», наиболее часто задаются вопросы, связанные с процедурой приобретения прав на земельные участки и порядком их использования и распоряжения.

О некоторых изменениях и основных правилах в сфере земельного законодательства, произошедших в 2010 году, на которые необходимо обратить особое внимание, рассказала заместитель главы района по муниципальному имуществу, земельным и правовым вопросам Анжелика Буняева.

Последние изменения в законодательные акты, регулирующие земельные отношения, были внесены:
— в декабре 2010 года Федеральным законом № 435-ФЗ в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
— в связи с принятием изменений Закона Челябинской области от 28 августа 2003 г. № 174-ЗО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области» (последняя редакция от 26 мая 2011 г.);
— принятием 28 апреля 2011 года новых Законов Челябинской области № 120-ЗО «О земельных отношениях» и № 121-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».
Соответственно, основными правилами, которыми необходимо руководствоваться лицам, желающим приобрести права на земельные участки или распорядиться ими, являются:

Предельные размеры земельных участков
В настоящий момент действующим законодательством установлены предельные размеры земельных участков и общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района, которые могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица.
Так, предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют для:
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 150,0 га;
садоводства — 0,3 га;
огородничества — 1,0 га;
животноводства — 10,0 га;
дачного строительства — 3,0 га.
Предельные минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют для:
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 0,5 га;
садоводства — 0,06 га;
огородничества — 0,03 га;
животноводства — 2,0 га;
дачного строительства — 0,06 га.
При этом находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, размеры которых меньше установленных предельных минимальных размеров, могут быть предоставлены для вышеуказанных целей в собственность, если их невозможно присоединить к другому земельному участку или иным способом увеличить их размеры до установленных размеров.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 2,5 га.
Минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности, пользовании, владении, составляет 0,5 га, (кроме случаев выделения земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок и образования нового земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, для осуществления садоводства, овощеводства, цветоводства, птицеводства, пчеловодства или другой деятельности по производству сельскохозяйственной продукции по технологиям, допускающим использование земельных участков с меньшим размером).
Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности одного гражданина и (или) юридического лица – 10 % общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального района, то есть не более 31 862,5 га на территории Карталинского муниципального района.
Не допускается совершение сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения, если в результате будут образованы новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют выше установленным требованиям. В случае если в собственности лица при наличии правовых оснований все же оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или земельная доля с размерами, не отвечающими требованиям закона, такой земельный участок (часть земельного участка) или земельная доля должны быть отчуждены собственником в течение 1 года со дня возникновения права собственности на них. Если собственник передаст земельный участок или земельную долю муниципальному образованию, то приобретет преимущественное право на заключение договора их аренды.
В случае если собственник не произведет их отчуждение в течение установленного срока, орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан будет обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или земельной доли на торгах (конкурсах, аукционах). Преимущественное право аренды при этом у него не сохранится.

Права и обязанности лиц, обладающих правами на земельные участки
Прекращение права собственности
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В противном случае возможна процедура принудительного прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования и права аренды земельных участков, а также их изъятия у собственников в судебном порядке, в том числе в случае неиспользования выделенного земельного участка в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
Примером положительных для граждан изменений в законодательстве является принятие нового правила о добровольном отказе от права на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения. Так, до 2011 года добровольно отказаться от права собственности разрешалось только в отношении земельных участков, то есть прошедших межевание, состоящих на государственном кадастровом учете, права на которые были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это требование существенно затрудняло и делало практически невозможным (в силу необходимости совершения многих юридических действий по формированию земельного участка и наличия дополнительных денежных затрат) для пенсионеров и иных лиц, кто ранее получил в собственность земельные доли (земельные паи) и не мог их самостоятельно использовать или распорядиться ими (продать, передать в аренду) процедуру отказа от них. Уплата земельного налога и выполнение иных обязанностей собственника земли подчас были для них настоящим бременем.
В связи с принятыми изменениями, стало возможным и реальным отказаться от права собственности на земельную долю без ее выдела в натуре. Теперь собственник земельной доли (земельного пая) вправе осуществить отказ от них на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю (ст.12 Федерального закона № 101-ФЗ).
Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно статье 30.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в последней редакции от 19 июля 2011г.) к указанному заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю (то есть свидетельство о праве собственности на землю, в том числе выданное при приватизации совхозов на земельные паи). Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на такой земельный участок или такую земельную долю ранее уже было зарегистрировано в органе государственной регистрации. Государственная пошлина при регистрации отказа от права собственности не уплачивается.
Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у сельского поселения по месту расположения земельного участка. В течение пяти дней с даты государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок или земельную долю орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, направит уведомление об этом в соответствующий орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок или земельную долю.
В течение 6 месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о возможности приобретения земельной доли на вышеназванных условиях. Указанная информация должна быть также размещена на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из вышеуказанных лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельных долей, в дальнейшем распорядиться им в соответствии с общими правилами действующего земельного законодательства.

Сделки с земельными долями (земельными паями)
Собственники земельных долей (земельных паев) помимо права на выдел их в натуре в земельные участки, вправе совершать с ними следующие сделки: по своему усмотрению вправе завещать земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Указанные сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом администрации сельского поселения или удостоверенной нотариально.
Важно отметить, что при переходе права собственности на земельную долю к другому лицу (в том числе и при отказе от нее) внесение изменений в договор аренды земельного участка (в составе которого находится такая земельная доля) не требуется. То есть собственники земельных долей не связаны в осуществлении своих прав с правами арендатора всего земельного участка и свободно могут совершать любые, предусмотренные законом, сделки с земельными долями. Арендаторы в этом случае в свою очередь не несут дополнительных обязанностей по государственной регистрации изменений договора аренды, связанных со сменой собственников земельных долей.

Согласно статье 24.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» особенностями государственной регистрации прав на земельную долю являются:
— регистрация права на земельную долю на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого удостоверяются нотариально или уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, которое уполномочено общим собранием участников долевой собственности на земельный участок (в составе которого имеется данная земельная доля) и полномочия которого подтверждаются копией протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок или выпиской из этого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления;
— в случае государственной регистрации перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи или внесения в уставный (складочный) капитал одновременно с документами, представляемыми на государственную регистрацию прав, дополнительно представляются документы, подтверждающие возможность продажи земельной доли, или документы, подтверждающие возможность внесения земельной доли в уставный (складочный) капитал. Представление этих документов не требуется, если право собственности лица, приобретающего право на земельную долю в составе данного земельного участка, уже было зарегистрировано ранее в регистрационном органе;
— документом, подтверждающим возможность продажи земельной доли, являются документ, удостоверяющий право покупателя на земельную долю в составе того же земельного участка, что и приобретаемая земельная доля (то есть что покупатель является участником общей долевой собственности на земельный участок) или документ, подтверждающий право покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого имеется приобретаемая земельная доля (что он является арендатором земельного участка);
— документом, подтверждающим возможность внесения земельной доли в уставный (складочный) капитал, является документ, подтверждающий право лица, в уставный (складочный) капитал которого вносится земельная доля, на использование земельного участка, в составе которого имеется земельная доля, вносимая в уставный (складочный) капитал (то есть что эта организация является арендатором земельного участка).
При этом наличие зарегистрированного договора аренды земельного участка не является препятствием для регистрации перехода права собственности на земельную долю в составе данного земельного участка.

Правила аренды земельных участков и земельных долей
В аренду могут быть переданы только прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности, с зарегистрированными в установленном порядке правами собственности их владельцев.
Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком (если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности).
Максимальный срок договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения — 49 лет.
Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий:
— для сенокошения — один месяц;
— для выпаса скота — пять месяцев;
— в иных случаях — одиннадцать месяцев.
Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации, при этом права и обязанности из договора аренды возникнут с момента его государственной регистрации.
В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
В случае, если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
В пределах срока действия договора аренды арендатор имеет право на передачу арендных прав на земельный участок в залог (например, банку или иному кредитору) без согласия участников долевой собственности, если договором аренды земельного участка это не запрещено.
Договоры аренда земельных долей (земельных паев) без их выдела в натуре и регистрации прав собственности на выделенный земельный участок, заключенные до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», могли существовать лишь в обозначенный в законе переходный период, в течение которого должны были быть приведены в соответствие с требованиями закона. Приведение таких договоров аренды в соответствие с требованиями закона также могло осуществляться на основании доверенностей, выданных участниками долевой собственности другим участникам долевой собственности или иным лицам, удостоверенных должностными лицами администрацией сельских поселений или удостоверенных нотариально.
Указанный период, как установлено статьей 16 Федерального закона, истек по истечении 8 лет с момента вступления в силу закона. Так как закон вступил в силу через 6 месяцев после его официального опубликования (текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. № 137), переходный период, установленный для приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с законом, истек 27 января 2011 года. С этого момента все договоры аренды, заключенные не на земельные участки (образованные путем выдела в счет земельных долей) и не прошедшие государственной регистрации в случае заключения на срок более одного года являются недействительными, не порождающими прав и обязанностей.
Собственники земельных долей, чьи свидетельства о праве собственности, (выданные в 90-х годах 20 века при приватизации совхозов — «розовые свидетельства»), хранятся в подтверждение прав аренды земельных долей у арендатора, вправе потребовать у арендатора их вернуть или оформить доверенность на выделение земельных участков с последующим заключением договоров их аренды. Никаким законодательным актом не предусмотрены иные обязательные условия и правила аренды земельных участков, находящихся в частной собственности, поэтому условия аренды, в том числе размеры арендных платежей, порядок и сроки их выплаты должны устанавливать сами стороны по договору: собственники и арендаторы.
Собственникам земельных долей, которые имеют намерение распорядиться земельными долями, следует, не откладывая, предпринять все необходимые для этого действия: совершить с ними сделки по отчуждению или начать выделение земельных участков в счет земельных долей.

Невостребованные земельные доли
В соответствии с положениями вновь введенной статьи 12.1 Федерального закона «Обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Данное правило не распространяется на земельные доли, права на которые зарегистрированы в органах государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Администрации сельских поселений по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обязаны составлять списки лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по вышеуказанным основаниям.
Администрации сельских поселений обязаны опубликовать сформированные списки невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за 3 месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей должен быть представлен администрацией сельского поселения на утверждение общему собранию участников долевой собственности. При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в администрацию сельского поселения и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Следует отметить, что именно с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение 4 месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, администрация сельского поселения вправе утвердить такой список самостоятельно. После чего администрация сельского поселения вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения муниципальное образование — муниципальный район имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается.
Соответственно продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме администрацию муниципального района о своем намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней. Извещение должно быть вручено уполномоченному специалисту администрации муниципального района по работе с обращениями граждан под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в 30 (тридцать) дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора, продавец обязан направить новое извещение по правилам, указанным выше. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки муниципального образования, ничтожна.

Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность по общему правилу на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации: в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Земельные участки для сенокошения и выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для этих целей, предоставляются гражданам в аренду при наличии у них скота. В аренду предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет. При этом учитываются требования о минимальных размерах земельных участков, считающихся неделимыми, о минимальных сроках аренды, о не допущении возникновения недостатков в расположении земельных участков (чересполосицы, вклинивания, вкрапливания, дальноземелья, изломанности и неудобств в использовании). При выделении земельных участков вблизи населенного пункта не должны затрагиваться земельные участки общего пользования (выпасы для скота, водоемы, дороги, парки).
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Согласно статье 12 Закона Челябинской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» цена земли при приобретении в собственность арендуемых земельных участков гражданами или юридическими лицами, используемых на праве аренды более 3 лет составляет 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставления в собственность должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в администрацию Карталинского муниципального района.
Сельскохозяйственные организации, а также граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе приобрести в собственность или в аренду земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом цена земли для указанных лиц при приобретении земли в собственность составляет 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Условия бесплатного предоставления земельных участков в собственность отдельным категориям граждан
Во исполнение требований Закона Челябинской области № 121-ЗО от 28 апреля 2011 года Собранием депутатов Карталинского муниципального района было Решение от 29 сентября 2011 года № 242 об утверждении Положения «О порядке бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Карталинского муниципального района».
Согласно указанным документам земельные участки предоставляются следующим категориям граждан РФ, проживающим на территории Карталинского муниципального района:
1) гражданам, проживающим в границах территорий сельских населенных пунктов, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) семьям, в том числе неполным семьям, имеющим на содержании трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) молодым семьям, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, в том числе неполным семьям, состоящим из одного родителя (опекуна, попечителя), возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
4) лицам, проходившим военную службу в Чеченской Республике, на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и получивших ранения, контузию или увечье при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
При наличии у гражданина права на получение земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям земельный участок предоставляется по одному из оснований по его выбору.
Право на первоочередное получение земельных участков предоставляется гражданам, указанным выше в подпунктах 1-3, постоянно проживающим на территории Карталинского муниципальном районе не менее трех лет.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, порядок приема и регистрации заявлений, постановки граждан на учет и предоставления земельных участков закреплен вышеуказанным Решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района, которое было официально опубликовано в газете «Карталинская новь».
Основаниями для отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на предоставление земельных участков для ИЖС или ЛПХ в собственность бесплатно, являются:
— подача заявления лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий либо не являющимся его законным представителем;
— представление заявителем не всех документов, указанных в перечне утвержденного Порядка;
— наличие у гражданина или членов его семьи на праве собственности пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования земельного участка для индивидуального жилищного строительства или эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области;
— реализация заявителем права на предоставление земельного участка для ИЖС или ЛПХ в собственность бесплатно на территории муниципального района в соответствии с утвержденным порядком;
— выявление в представленных заявителем документах сведений, не соответствующих действительности.
Принятые на учет граждане включаются в Реестры учета граждан, имеющих право на предоставление земельных участков для ИЖС или ЛПХ в собственность бесплатно в соответствии с очередностью, установленной в зависимости от даты и времени поступления заявления гражданина. Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими земельных участков в собственность бесплатно или до выявления оснований снятия их с учета, предусмотренных утвержденным Порядком.
Граждане снимаются с учета граждан, имеющих право на получение земельного участка для ИЖС или ЛПХ в собственность бесплатно, в случаях подачи ими в орган учета заявления о снятии с учета; смерти или утраты ими оснований, дающих право на получение земельного участка для ИЖС или ЛПХ бесплатно; предоставление в установленном порядке земельного участка в собственность бесплатно на территории Карталинского муниципального района и отказа от предложенных земельных участков, включенных в Перечень земельных участков планируемых к бесплатному предоставлению гражданам в собственность в очередном году.
Особый порядок предоставления земельных участков для вышеуказанных целей в собственность бесплатно для многодетных семей утвержден Решением Собрания депутатов Карталинского муниципального района от 24 ноября 2011 года № 272.
Ознакомиться со всеми условиями предоставления земельных участков указанным категориям граждан и задать вопросы можно на приеме у специалистов Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района на личном приеме и по телефону: 2-24-68 (ответственный О.А. Янгельская).

Иные случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Согласно статье 7 нового Закона Челябинской области № 120-ЗО «О земельных отношениях», принятого 28 апреля 2011 года, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в следующих случаях:
1) для дачного строительства — семьям, в том числе неполным семьям, проживающим на территории Челябинской области и имеющим на содержании трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
2) для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок, то есть вне границ населенного пункта из земель в категории сельскохозяйственного назначения) — гражданам, проживающим на территориях сельских населенных пунктов Челябинской области;
3) для животноводства — гражданам, проживающим на территориях сельских населенных пунктов Челябинской области;
4) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства:
гражданам, проживающим на территориях сельских населенных пунктов Челябинской области;
гражданам, проживающим на территории Челябинской области и осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства на земельных участках, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
гражданам, проживающим на территории Челябинской области и являющимся арендаторами земельных участков, предназначенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, при соблюдении ими следующих условий:
использование арендуемого земельного участка в соответствии с целевым назначением;
аренда земельного участка непрерывно в течение трех и более лет;
отсутствие задолженности по арендной плате на дату подачи гражданином заявления о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно;
5) для садоводства и огородничества — гражданам, проживающим на территории Челябинской области. Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в первоочередном порядке гражданам, проживающим в городских округах и муниципальных районах, на территории которых предоставляются указанные земельные участки;
Земельные участки предоставляются гражданам впервые в собственность бесплатно однократно из земель, не ограниченных в обороте, при наличии свободных земель (земельных участков) соответствующего целевого назначения и разрешенного использования в пределах норм, установленных Законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Наличие у гражданина на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения (за исключением земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства) или собственности земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводства, дачного строительства, садоводства, огородничества является основанием для отказа в бесплатном однократном предоставлении ему в собственность земельного участка соответственно для целей: ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, животноводства, дачного строительства, садоводства, огородничества.
В случаях, связанных со стихийными бедствиями, либо в силу иных чрезвычайных обстоятельств, вследствие которых невозможно дальнейшее использование земельного участка по его целевому назначению, допускается повторное бесплатное предоставление гражданину в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при условии возврата ранее предоставленного земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

ВНИМАНИЕ! Администрацией Карталинского муниципального района принято решение для арендаторов, использующих земельные участки государственная собственность на которые не разграничена по договорам, заключенным с органами местного самоуправления Карталинского муниципального района, которые не имеют задолженности по уплате арендных платежей (по основным платежам) на момент обращения в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района (г.Карталы, ул.Ленина, 1, тел.: 2-17-88, 2-23-59) предоставить возможность заключения дополнительных соглашений к договорам аренды, снижающим размер пени от невнесенных платежей за допущенные просрочки по ежемесячной уплате аренды в установленные договором сроки с 2 % за каждый день просрочки, до гарантированного законом размера ответственности по денежным обязательствам – пени в размере 1/300 банковской ставки рефинансирования в день. Все арендаторы указанных земельных участков приглашаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Карталинского муниципального района для сверки данных по начисленным и уплаченным платежам по действующим договорам аренды.