Архив

«Ловить» дефект будут на ранней стадии

На Южно-Уральской железной дороге разработан метод бесконтактного выявления неисправностей токоприемников локомотивов в режиме реального времени, что позволит избежать повреждений контактной подвески.
В основу разработки положено характерное поведение контактного провода при взаимодействии с дефектной съемной пластиной движущегося токоприемника, который перестает зигзагом скользить по поверхности пантографа. Трудность состоит в отслеживании и фиксации данного эффекта. Для этого была придумана визуально-программная обработка данных, поступающих с камер видеонаблюдения, расположенных сбоку и сверху контактного провода. Они следят за перемещением оптической метки – небольшой призмы, которая крепится на верхней части контактного провода. При проследовании локомотива с неисправным токоприемником возникает вибрация, которая передается этой метке. Камеры фиксируют ее состояние. Изображение поступает на пост наблюдения, в компьютер, который автоматически обрабатывает полученную информацию. При вибрации контактного провода с ускорением выше допустимой нормы сигнал тревоги передается энергодиспетчеру.
Электровоз с неисправным токоприемником будет остановлен на ближайшей станции.
Новая система была опробована на станции ЧелябинскГлавный и показала неплохой результат. В перспективе пункты диагностики состояния токоприемников планируют установить на стыках с другими дорогами, а также в местах выхода локомотива из депо, с таким расчетом, чтобы «поймать» дефект на ранней стадии.