Архив

В последний путь – по прейскуранту

Когда дом посещает смерть, то вместе с личным горем она приносит его обитателям и ворох проблем, связанных с похоронами. Понятно, не обходится и без финансовых затрат, что зачастую вызывает волну негодования в душе родных почившего.
«Почему мы должны платить тысячи за место на кладбище?», «с какой стати кладбищем заведуют частники?» – подобные вопросы не раз поступали к нам в редакцию.
За ответами по столь щекотливой теме мы обратились к тем самым «частникам», которые в настоящее время смотрят за карталинским кладбищем. Ситуацию нам разъяснил ответственный за производственные работы предприятия Сергей Федоров.
– Начнем с того, что ни за какое место на кладбище лично мы денег не берем, – утверждает Сергей Валерьевич. – Эта земля была и остается федеральной собственностью. Пару лет назад наше предприятие взяло территорию кладбища в аренду, заключив соответствующий договор с городской администрацией. Раньше всеми вопросами по кладбищу занималось МУП «Горкомхоз», но, насколько я знаю, они с этой работой не справлялись, потому и было решено передать кладбище в частные руки. Сегодня мы своими силами следим за порядком на нем, а также оказываем ряд ритуальных услуг – за них и берем плату.
Наша деятельность, кстати, полностью лицензирована.
– Какие именно услуги вы сегодня оказываете, и во сколько они обходятся населению?
– Минимальная стоимость полного комплекса ритуальных услуг составляет 9500 рублей. Сюда входит рытье могилы, доставка катафалком, также готовые гроб и крест. Кроме того мы можем предложить изготовление таких атрибутов похорон как венки, корзинки.
Для безработных и пенсионеров имеются довольно гибкие скидки – часто смотрим по ситуации и стараемся идти навстречу. Сам считаю большим плюсом то, что люди могут, обратившись в одно место, получить весь спектр услуг, не тратя время на поиски отдельных организаций по городу.
– Это действительно удобно, однако же, не дешево, с учетом средней величины пенсий, да и зарплат карталинцев… Что если человек решит отказаться от всего комплекса или части ваших услуг?
– Без проблем! Все что нам требуется, это соответствующий документ, при наличии которого выделяется место на кладбище, новое или в ограде родственной могилы. Все остальное – на усмотрение обратившихся. Если, к примеру, родственники умершего желают выкопать могилу сами, то мы этому не препятствуем.
Правда, четко отслеживаем выполнение требуемых условий – все нормативы (сколько выделяется земли на захоронение, на ограждение и т.д.) установлены и закреплены на уровне администрации. Мы со своей стороны все проводимые операции фиксируем в специальном журнале под соответствующими номерами. А вообще, бывает, люди в принципе отказываются хоронить своих ближних. С такими приходится работать как с безродными, захоронение которых мы производим согласно муниципальному заказу. А после родственники объявляются и просят справку о проведении захоронения, чтобы получить выделяемую на это государственную субсидию. И с таким отношением приходится сталкиваться по работе.
– А каким образом вы поддерживаете порядок на кладбище? И кто платит за это?
– Сохранение порядка на кладбище – одно из обязательных условий взятия его в аренду. Отдельно за это никто не платит: содержание кладбища, как и его охрана, у нас производится за свой счет. Дежурство, кстати, ведется круглые сутки. Как только начинает темнеть, делается обход территории: нет людей, машин – ворота центральные закрываются на замок. В шесть утра открываем – пожалуйста, заезжай.
Что касается уборки, то стараемся проводить ее своевременно, как только мусор появляется. Но за всем не уследишь, к сожалению. Есть такие люди: на своем участке уберут – на соседнюю могилку мусор выбросят. Не говоря уж про бутылки, банки и прочий сор, который остается после посетителей. Мы ежемесячно камазами мусор вывозим! Так, с 10-го числа каждого месяца у нас начинается полная уборка территории; 15-го мусор вывозим на свалку. Больше всего мусора скапливается перед церковными праздниками, когда много посетителей приходит: если обычно по 6-7 камазов вывозим, то, к примеру, перед Троицей в этом году вывезли 18 камазов мусора, а перед Родительским днем – 44 машины. И это несмотря на то, что у нас везде таблички стоят, баки мусорные установлены.
– С вандализмом часто сталкиваетесь?
– В последнее время – нет. Бывают, конечно, единичные случаи: табличку оторвут, чтобы как цветмет сдать, либо скамейку с чужой могилы на свою перенесут. Отслеживаем такие ситуации, решаем по обстоятельствам.
– Наверное, каждый день, наблюдая за таким отношением, вам не раз хотелось все бросить и уйти…
– Нет, не хотелось – както втянулся уже. Более того, мы планируем развивать собственный сервис, поднимать культуру погребения. К примеру, наши работники на похороны отправляются строго в униформе, а не как это было раньше, в грязной фуфайке и сапогах с комьями кладбищенской земли. Считаю, порядок должен быть во всем. Не так давно по согласованию с районной администрацией нам было выделено порядка 250 метров площади, где планируем строить траурный зал. Выстроим – люди смогут прощаться с близкими на нейтральной территории, без связанных с доставкой и выносом гроба с покойным неудобств. На самом кладбище собираемся перестроить старое здание под часовню. В целом, планов впереди много да и имеющиеся объемы не малые – по всему району работаем. Но, раз уж взялись за это дело, будем вести его четко и по правилам.