Архив

Вдовья доля

Буквально на днях, 6 февраля, вдове участника Великой Отечественной войны Александре Тикуновой исполнится 85 лет. Славный юбилей. Но, увы, поводом для рассказа о судьбе Александры Николаевны послужило не это событие, а то, как на протяжении нескольких лет она пытается улучшить свои жилищные условия.
В казарму, построенную за вагонным депо для железнодорожников в середине прошлого века, супруги Тикуновы – Александра Николаевна и фронтовик Александр Яковлевич – въехали сразу после свадьбы. Было это в далеком 1956 году. В те годы Карталы разрастались. Строились новые дома, расширялись предприятия. В город на работу люди ехали семьями со всей страны. Александр и Шура были уверены, что и для их семьи найдется благоустроенная квартира. Время шло. Семья пополнялась детьми – у Тикуновых их родилось четверо. Глава семьи работал в ПЧ-14 мастером, супруга там же – путейцем.
Весь день на железнодорожных путях. И в жару, и в снег, и в дождь.
– А пока до дому дойдешь, то и последние силы оставишь, – вспоминает пенсионерка. – Казарму-то строили из расчета, что в ней будет находиться и помещение железнодорожного Поста. Дома тоже и дров нарубить, и воды наносить надо.
В Карталах тем временем для железнодорожников начали строить благоустроенные дома. Ждали своей очереди на переселение и Тикуновы. Дети взрослели, а очередь на получение квартиры семьи фронтовика все не приближалась.
После трагической гибелистаршей дочки, супруги, не раздумывая, оформили опекунство над ее двухгодовалым сыном. Так незаметно за хлопотами и пенсия подкралась.
Когда ушел из жизни Александр Яковлевич, остались бабушка с внуком в той же квартире, расположенной в казарме. И 31,8 квадратных метра жилой площади на двоих оказалось более чем достаточно, чтобы надеяться на улучшение жилья. Внук опорой в старости не стал… Когда сил на то, чтобы топить печь и ремонтировать кровлю не осталось, начала вдова вновь просить для себя благоустроенную квартиру.
За последние 9 лет у Александры Николаевны накопилась внушительная папка всевозможных ответов на запросы, копии документов и судебных решений по восстановлению утраченных документов и запрашиваемых сведений. К сожалению, к получению благоустроенной квартиры вдову они не приблизили.
Самостоятельно Александра Николаевна уже не могла себя обслуживать, не могла даже купить продуктов – до ближайшего магазина пешком километра три, а остановки рядом нет. Дочерям ухаживать за мамой было тоже непросто. Дом, семья, работа.
Тогда одна из дочерей, Ольга, решила забрать маму в свою «двушку», где жила с двумя сыновьями. В двухкомнатной квартире площадью 51 квадратный ее метр и прописала. Можно представить, каково это – делить две комнаты с дочерью и ее двумя взрослыми сыновьями. Чтобы как-то облегчить ситуацию, на все лето Александра Николаевна уезжает в казарму, и возвращаться в квартиру к дочери только с наступлением холодов.
Узнав о том, что вдовам выдают жилищные субсидии, Александра Николаевна вновь захлопотала об отдельной квартире. Только и на этот раз пресловутые квадратные метры не позволили воспользоваться федеральной помощью. По закону учетная норма жилья в Карталинском районе установлена в размере 12 квадратных метров в расчете на одного человека. А в квартире, где теперь прописалась вдова, их оказалось на 0,85 квадратных метра больше нормы. На подготовленный в администрации района пакет документов для получения жилищной субсидии и отправленный в Министерство социальных отношений Челябинской области пришел отказ. В настоящее время городской прокуратурой проводится проверка в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны А. Н. Тикуновой.
Александра Николаевна, труженица и многодетная мать, просит от государства одного – теплого угла, где ей было бы спокойно в старости.