Архив

Служба за правым крылом

Профессия машиниста востребована на гражданке и в армии. Для двадцати одного машиниста локомотивного депо Карталы их гражданская специальность стала еще и ратным делом. Помощники машинистов в военкомате были на особом учете, и во время призыва их отправляли в специальное учебное подразделение в Петродворце, по окончанию которого они проходили военную службу непосредственно на локомотивах в качестве полноценных машинистов.
Помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Карталы Владимир Дехнич в течение десяти последних лет собирает информацию о карталинцах, которые служили в железнодорожных войсках. Почти с каждым из них он лично знаком, периодически встречается, записывает воспоминания об воинских буднях. Среди бывших воинов-железнодорожников – машинисты, помощники машинистов, путейцы, составители поездов, дежурные по станциям и даже начальники станций. На первый взгляд их ратный труд вроде не так заметен, как у представителей других родов войск, но без железнодорожников армия не сможет обойтись. Не случайно в России наряду с другими воинскими праздниками отмечается и День железнодорожных войск.
– В армии есть войска, которые окружены ореолом своеобразной романтики.
Про них пишут книги и снимают кино.
И молодежь во все времена стремилась стать, к примеру, морскими пехотинцами или десантниками. Я тоже не был исключением и готовил себя к службе в погранвойсках. Однако судьба распорядилась по-своему, но я не жалею об этом, – делится Владимир Дехнич. – Военный машинист – это же штучный товар! Поэтому локомотивщиков военкоматы брали на заметку еще на гражданке, берегли, как зеницу ока и не допускали, чтобы такие ценные специалисты попадали в какой-нибудь другой род войск.
Ветеран эксплуатационного локомотивного депо Карталы Владимир Дехнич знает, о чем говорит. Он окончил железнодорожное училище на Дальнем Востоке и приехал к сестре в Карталы, где устроился в локомотивное депо помощником машиниста. Через год получил повестку в армию. На призывном пункте «покупатели» случайно узнали, что он занимается легкой атлетикой, показывает неплохие результаты, и забрали его к себе в спортивное подразделение. Но железнодорожника быстренько нашли и тут же отправили в учебную часть в Петродворец, где из него сделали настоящего тепловозника. Практику молодой солдат проходил в локомотивных депо Ленинграда. После «учебки» служил машинистом тепловоза в одном из закрытых городов бывшего Советского Союза.
– Конечно, эта воинская специальность имеет свою специфику, – вспоминает Владимир Иванович. – Мы не ходили в наряды и на стрельбища, а, по сути, выполняли ту же работу, что и на гражданке, только и того, что были в военной форме. Но зато должны были знать как свои пять пальцев правила технической эксплуатации, ТРА станции и другие железнодорожные премудрости.
Кроме того, во время службы молодой солдат твердо понял, что эта профессия станет делом всей его жизни. Недавно Владимиру Ивановичу Дехничу исполнилось 64 года. Но, несмотря на столь солидный возраст для машиниста, он до недавнего времени еще водил грузовые поезда, а сейчас перешел в помощники.
Свои армейские будни с большой теплотой вспоминает ветеран эксплуатационного локомотивного депо Карталы Иван Рыбин. После окончания учебного подразделения проходил действительную службу машинистом тепловоза и участвовал в строительстве железной дороги в Забайкалье. По возвращению в Карталы снова стал машинистом, потом был машинистоминструктором, а закончил свою трудовую деятельность ревизором по локомотивному хозяйству Карталинского отделения дороги. За многолетний и добросовестный труд ему присвоено звание почетного железнодорожника. По его стопам пошли и сыновья, которые тоже работают на железной дороге.
Остался верен армейской профессии и Александр Барышников. Он призывался из Карталов, проходил армейскую службу машинистом тепловоза в ракетной части в Нижнем Тагиле. Потом переехал на постоянное место жительства в Магнитогорск. Сейчас работает механиком по ССПС в Магнитогорской дистанции электроснабжения. Несколько лет назад стал победителем всероссийского конкурса в номинации «Лучший общественный тренер детской дворовой команды».
Всю жизнь проработал в локомотивном депо Карталы и бывший воинмашинист Виктор Марков. А вот по выходу на пенсию вдруг решил переквалифицироваться. Окончил институт физкультуры и до сих пор ведет в детско-юношеской спортивной школе секцию легкой атлетики.
Необычную воинскую специальность получил карталинец Николай Лаптев. После окончания учебного подразделения служил сначала в качестве дежурного по станции, а потом был начальником станции. Но после демобилизации движенцем не стал, а вернулся в машинисты и до самой пенсии водил поезда.
(Фото из армейского альбома)