Архив

Семейное дело Волобуевых

Жизнь моя – железная дорога и вечное движение вперед Николай Волобуев до сих пор до мельчайших подробностей помнит встречу с известным в Карталах машинистом, которая произошла почти сорок лет назад и навсегда предопределила всю его дальнейшую судьбу. Он заканчивал Карталинское железнодорожное училище и перед самым выпуском к ним в группу пришел по заведенной традиции ветеран, чтобы напутствовать ребят добрым словом. Он профессиональным взглядом окинул аудиторию, но из всех ребят выделил Колю Волобуева и сказал, что из этого паренька выйдет толк.
Ветеран не ошибся и своим заключением, по сути, дал Николаю путевку в жизнь. Действительно, Николай Николаевич Волобуев был одним из лучших машинистов в эксплуатационном локомотивном депо Карталы, в котором проработал ровно 35 лет. Весной прошлого года с ним произошла трагическая случайность. Прямо в кабине тепловоза машинист получил серьезную травму. По состоянию здоровья ему пришлось уйти на пенсию, но его дело продолжают двое сыновей, о которых на предприятии тоже отзываются с большим уважением.
Семья Волобуевых жила на станции Баталы, что на Тобольском участке. Оба родителя работали в Карталинской дистанции пути и всегда мечтали, чтобы их сын тоже стал железнодорожником. Да и Николай был не прочь связать жизнь со стальной магистралью. Ему с раннего детства нравился своеобразный запах дороги, бесконечное по ней движение. За этим увлекательным процессом мальчишка мог наблюдать часами.
Но вдруг по окончании восьми классов Коля решил поступать в медицинское училище. Родители были в полном недоумении, но выбору сына не стали противиться, и мать повезла сына в Кустанай, втайне надеясь, что, в конце концов, он одумается и переменит свое решение. Николай успешно сдал вступительные экзамены, однако учиться не стал и к большой радости отца и матери вернулся в Баталы. Какой-то видимо тайный голос подсказал мальчишке, что это не его дело. Судьба уготовила ему совершенно иной путь.
– Как не крути, а от наследственности никуда не денешься. Рано или поздно гены все равно возьмут свое, – смеется мой собеседник. – Так случилось со мной, а потом и с моими сыновьями. И я доволен, что моя жизнь сложилась именно так как сложилась. Родители посоветовали приобрести профессию машиниста, которая считалась в те годы одной из самых престижных, и я с огромным удовольствием последовал их совету.
После окончания в Карталах железнодорожной школы №34 Николай Волобуев поступил в ПУ-42 на помощника машиниста. После учебы устроился на работу в локомотивное депо, но, проработав всего месяц, ушел в армию. Через два года вернулся домой и в 1977 году его взяли в депо помощником машиниста.
Четырнадцать лет отработал машинистом электровоза, а потом переучился на тепловозника, попутно освоив паровоз и получив права на его управление. С 1993 года работал на зонном локомотиве, обслуживал станции на Магнитогорском участке. С годами пришел опыт, а с ним и уважение в трудовом коллективе.
– Но почему же все-таки выбрали профессию машиниста? – допытываюсь у Николая Волобуева.
– Знаете, какой у меня девиз? «Жизнь моя – железная дорога и вечное движение вперед!» А к нему профессия машиниста подходит больше всего. Он на магистрали главная фигура и всегда находится в движении.
И так будет всегда, пока по рельсам ходят поезда. Испокон веку профессию машиниста называют ведущей на транспорте. Именно на ней и замыкается весь огромный процесс работы на железной дороге. Находясь в пути, машинист должен думать за все службы, уметь предвосхищать события, мыслить масштабно, комплексно, а если надо, то и суметь исправить чужие ошибки. Порой времени у него на принятие правильного решения – каких-то полсекунды, а бывает, что и того меньше, – отмечает мой собеседник.
Когда стали подрастать сыновья глава семьи с женой Натальей Кузьминичной, которая работает в цехе эксплантации депо инженером по книге замечаний, решили постепенно приучать к этой профессии и детей. Частенько Николай Николаевич брал ребят с собой в поездку и показывал им работу машиниста, что называется изнутри. И это обстоятельство, конечно же, сыграло свою роль в судьбе молодых Волобуевых, которые пошли по стопам отца. Правда, Владимир попробовал, как когда-то в юности это попытался сделать его отец, отклониться от предначертанного ему пути, даже окончил училище гражданской авиации в Троицке, получил специальность авиационного механика, но так нигде не смог устроиться на работу. Помыкался – помыкался и вернулся домой в Карталы, а тут один путь – на железную дорогу. В 2005 году окончил УрГУПС и сейчас работает машинистом.
– Рожденный ездить – летать не может! – шутит старший Волобуев.
Другой сын Дмитрий не стал испытывать судьбу и после девятого класса прямиком направился в железнодорожное училище, где и получил специальность помощника машиниста. А шесть лет назад после окончания Омского государственного университета путей сообщения стал дипломированным специалистом и уже сам стоит за правым крылом локомотива. Вот так в депо, как любят шутить коллеги по работе, появился клан Волобуевых.
– Мы всегда хотели видеть своих сыновей людьми дисциплинированными, готовыми брать на себя ответственность и быстро принимать правильные решения. Профессия машиниста в полной мере дала им эти необходимые в жизни качества, – подчеркивают Николай Николаевич и Наталья Кузьминична.
(Фото автора)