Архив

Из когорты тепловозников

В августе исполняется ровно тридцать лет, как Виктор Сорокин устроился на работу в локомотивное депо Карталы. Все эти годы он трудится машинистом маневрового тепловоза ЧМЭ3 и обслуживает станцию Карталы. В коллективе его уважают за профессионализм и преданность железной дороге.
Виктор Сорокин рос крепким мальчишкой и с детства увлекался спортом. Одно время входил в состав сборной Челябинской области по баскетболу, а после того как в 1979 году выиграл первенство России по легкой атлетике среди юниоров, ему даже стали прочить спортивную карьеру. А вот его родной дядя, который дослужился до генерала, настойчиво звал племянника в армию. Но Виктор всем этим заманчивым предложениям предпочел железную дорогу. Правда, о профессии машиниста и не помышлял, а планировал пойти по ремонтной части. Окончил Карталинское железнодорожное училище и получил специальность слесаря по ремонту электровозов.
До армии успел полгода поработать в колесно-роликовом цехе локомотивного депо, но когда в 1983 году вернулся со службы домой, свободных вакансий не оказалось. А чтобы не терять время даром и не сидеть без дела, решил выучиться на помощника машиниста. Так, на всякий случай, может пригодиться. Пригодилось, да еще как!
— Вот так случайно выбрал дело, которому посвятил всю свою жизнь и ни чуть об этом не жалею, — делится мой собеседник.
Хотя на первых порах работа в поездах ему не понравилось. Виктор Сорокин считает, что монотонность противопоказана его натуре. Человек он спортивного склада и любит движение.
— Поэтому и оказался в маневровой колонне. Это именно то, что подходит моему характеру. Целую смену колесишь с вагонами по станции и ни одной тебе спокойной минутки! К тому же тут надо ухо востро держать. Правда, такая работа не всякому по силам. К нам приходит молодежь, но долго на маневрах не задерживается, потому что не выдерживает такого ритма, – делится мой собеседник.
Виктор Сорокин – из когорты истинных тепловозников, который знает локомотив как свои пять пальцев и благодаря этому пользуется авторитетом в своей колонне.
— Машинистов такого класса сегодня в депо буквально единицы. Виктор Петрович работает без серьезных замечаний и нареканий, — подчеркивает заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Карталы по кадрам и социальным вопросам Михаил Иванов.
Если магистральные электровозы обезличены, то маневровые локомотивы являются именными и закреплены за конкретными машинистами. К примеру, Виктор Сорокин на тепловозе ЧМЭ3 под номером 6488 проработал почти четверть века, и он для него стал за эти годы своего рода членом семьи.
— Представляете, в кабине именно этой «чмухи» провел половину жизни! Он же для меня сегодня как живое существо. Когда прихожу на смену, встречаю его как старого доброго друга, по которому уже успел изрядно соскучиться.
За эти годы Виктор Сорокин изучил тепловоз буквально до последнего винтика, знает все его сильные и слабые стороны, может на слух определить неисправность, что помогает грамотно и эффективно эксплуатировать машину. Во время комиссионных осмотров тепловоз всегда получает только высокие оценки, а машинисты, работающие на нем, благодарности от руководства.
Обычно на осмотр локомотива уходит 3-4 дня, а вот на тепловоз Виктора Сорокина тратится всего один день. Потому, что содержится он практически в идеальном состоянии и готовить его к осмотру начинают примерно недели за три. Работают на этом локомотиве опытные машинисты. Всю жизнь в тепловозниках ходит Вячеслав Белов, двадцать лет отдал этой работе Игорь Тонких. Недавно ушел на пенсию Игорь Шевяков, и коллектив подыскивает ему достойную замену.
— Не случайно наш тепловоз стал в депо своего рода экспериментальной площадкой, на которой все эти годы испытывали различные новшества и приспособления. А все потому, что локомотив надежный и машинисты грамотные, — подчеркивает Виктор Сорокин.- В частности, на него устанавливалась различная электроника, пять лет назад он был оборудован так называемой системой БОРТ, которая следит за работой дизель-генераторной установки.
Виктор Сорокин сумел привить любовь к железной дороге и своим сыновьям, которые пошли по его стопам. Старший работает на станции Карталы составителем, а младший учиться на машиниста, планирует водить поезда и готовиться продолжить дело отца.

Фото автора
На снимке: машинист тепловоза Виктор Сорокин