Архив

Проблемы надо решать

Наводнение пережили. Позади страх, непонимание, осмысление, принятие реальности. Много пересудов. А как без этого: делить шкуру неубитого зверя, все подвергать критике, всему давать свою оценку, додумывать, домысливать – наша национальная, российская особенность. Нас хлебом не корми, дай поучить других – как надо было поступить, как надо работать и что теперь делать. Большинство при этом готовы только обсуждать проблему, а не помогать ее решать.
Новую часть Шоссейного городка, как и микрорайон Западный, строили в современное время, но в отличие от предков-казаков, строили беспорядочно, без учета местности, залегания вод, состава почвы. Сюда не просто проехать служебным машинам, зато, как теперь выяснилось, легко затопить огороды, дворы и даже дома.
Ситуацию надо менять в корне.
Теперь это тоже понятно, как ясный день. Хотя 2-3 недели назад жители чуть не ложились под колеса трактора, когда здесь пытались прокопать ливневку для пропуска вод. «Меня не топит» – вот аргумент! А до соседей какое кому дело? Когда над районом прошли проливные ливневые дожди, оказалось, что ливневки очень даже нужны. Более того, они были, но многие около своих домов их просто засыпали.
По распоряжению главы района Сергея Шулаева подготовлена схема для обустройства ливневой канализации. Работы в городке уже ведутся.
В Путейском городке такая ливневка уже проложена по улице Маяковского. От каждого дома сюда сливают воду, откачивая подтопленные подвалы, погреба.
– Раньше ливневка здесь была, – рассказывает старожил Александр Чеботарев, – но за ненадобностью ее засыпали. Кому-то неудобно было на автомобиле проезжать, кому-то внешний вид придомовой территории канава портила.
– Таких дождей-то отродясь не было, – продолжает Александр Сергеевич, – мы далеко от речки живем, нас никогда не затапливало. А это и сверху льет, и снизу грунтовые пошли. Подвал, погреб, огород все в воде.
Пенсионерка Анна Осипова ведет в свой огород. Он у них на две семьи. Вода уничтожила весь урожай картофеля, томатов. Скукожилась любимая яблонька. Сгнила морковь, пропал лук. Труд нескольких месяцев смыл двухнедельный дождь.
– Мы, ладно, купим картошку, а вот рядом с нами молодая семья, – сокрушается Анна Ивановна, – у них трое детей. Расходов много. Огород выручал: овощи свои.
На этой улице отвести воду было некуда. Когда некоторые начали выкачивать ее насосами из своих подворий, она стала заливать нижние улицы. Тогда, по словам жителей, они позвонили главе района с просьбой помочь отвести воду от их домов. Помощь пришла быстро. Технику пригнали, трубы привезли. Ливневку сделали.
– Мы даже не поверили, – рассказывали люди, – думали, пообещал и забыл.
В этом городке теперь целая очередь на ливневку. Хоть и говорят, что раз в сто лет бывают у нас наводнения, а наверняка-то никто не знает. Так что пусть каналы будут рядом с домом. Так надежнее.
Жители Сенного городка пострадали от воды сильно. У каждого дома груды бывшей мебели, мешки с испорченными вещами, одеждой.
Любовь Михайловна Шлигель ведет нас в дом. Тут следы беды. Все нажитое годами уничтожено беспощадной стихией. Хозяйка держится, ей нельзя распускать нюни и лить слезы. Зима не за горами. Надо успеть прибрать, подсушить, привести в порядок. Она просит главу помочь с щебнем, чтобы засыпать двор, и по возможности мебелью: столы, стулья, диван, кровать – ей все пригодится. Тот страшный день вспоминает как сон: никогда не поверила бы, говорит она, что вода придет в ее высокий дом, да еще и зальет на два метра, почти под потолок. Эта уверенность чуть не погубила женщину. Сообщения о наводнении она слышала, но не придала им особого значения. А когда вода огромной волной стала биться о ее забор, было поздно уходить.
Страх еще не совсем пережит. Но надо жить дальше. Любовь Михайловна сортирует вещи. Может быть, еще что-то можно спасти. Пытается просушить сквозняком стены дома. Голова от дум трещит, а руки делают привычную работу.
Три микрорайона. Три степени бедствия. Но проблемы людей, какого бы масштаба они не были, надо решать, считает глава района.