Архив

Борис Дубровский: «О чем мы думаем, что любим, что хотим оставить после себя – вот, что важно…»

Губернатор Челябинской области во время рабочего визита в южные районы пообщался с главными редакторами местных СМИ. Борис Александрович открыто размышлял, делился планами и перспективами развития региона

Ожидая губернатора, который проводил совещание в брединской администрации, мы, главные редакторы районных газет, обсуждали проблемы своих территорий. Снижающийся уровень занятости из-за отсутствия рабочих мест, кадровые проблемы в здравоохранении, образовании, быстрое старение населения — все это общее для сельских районов. И именно этот круг вопросов мы и выбрали для диалога с губернатором.

Борис Александрович почти не опоздал на встречу. И войдя в комнату, пошутил, что ездит со свитой, потому что нас, журналистов, тоже на встрече много. Поинтересовался тиражами газет.

— Прямо по подписке, по подписке распространяете?

Мы честно-пречестно рассказали, как доставляем до своего читателя свои газеты.

Лена Воронова, главный редактор газеты «Сельские новости», модератор встречи, первой предоставила слово мне, как старшему товарищу. Зная заранее о диалоге с губернатором и о формате разговора, долго думала, на какую тему подготовить вопрос. Сначала хотела спросить о программе развития сельского производства, как ответ продовольственным санкциям. Потом, листая перечень наказов губернатору, подготовила вопрос о так называемом «двоевластии», которое непонятно 70-ти проценту населения города. Это тот процент населения, который тычется и мечется от городской администрации к районной, ища виноватых в их проблемах. И в числе наказов был вопрос о газификации. Его я и задала губернатору, как более важный на данный момент.

— Нам всем нужны маленькие победы, маленькие радости. И не в далеком будущем, а здесь и сегодня,- губернатор задумывается.- Газификация, конечно, недешевая история, но это та история, которую можно прочувствовать каждому и результат иметь очень быстро. Вчера было так, а сегодня пришел газ, и стало так.

Потом, хитро улыбаясь, делает паузу. Ждет? Чего? Поддержки, мол, да-да, так и есть. Или, как говорит молодежь, прикалывается, вот ответил на ваш вопрос, «кушайте».

— А в вашем районе, какой уровень газификации,- вдруг интересуется губернатор.

— Где-то процентов 47, — отвечаю, и понимаю, что вру, потому что из глубины памяти приходит другая цифра, то ли 67, то ли 64 (оказалось, потом посмотрела в газете, сами писали, что на 63,9).

Но даже высказанная цифра у губернатора не вызвала неприятия, потому что он тут же привел примеры, когда уровень газификации районов составляет и 7, и 11 и 30 процентов.

— В нашей области столько проектов, прошедших экспертизу, сегодня на 3,5-4 миллиарда,- рассказывает Борис Александрович,- цифра такого уровня показывает, что газификацию надо делать. Тем более, что в этой сумме и средства населения. Очень серьезные суммы. Людям нужен газ, потому что это другое качество жизни.

Губернатор рассказывает, что в начале года в бюджет области на газификацию было заложено 200-250 миллионов рублей.

— Мы консервативно подходили к бюджету, до конца не понимая, как будет развиваться ситуация в экономике, — рассказывает глава региона, — а когда увидели, что с экономикой у нас чуть лучше, чем прогнозировалось, мы добавили на газификацию еще порядка 600 миллионов рублей. Это больше, чем мы реализовали на программу в прошлом году. Такой подход будем на постоянной основе. То есть, ежегодно 200-300 миллионов утверждаем, а потом по ситуации добавляем. Так будет правильно. И в этом вопросе у нас есть куда развиваться. Придет газ на территорию, по-другому будет жить село.

— А чем село отличается от деревни? — неожиданно спрашивает губернатор.

— Церковью, — чуть не хором отвечаем.

— Знаете, — улыбается он, — есть церковь – село, нету – деревня! А потом подначивает: ну, давайте, задавайте свои сложные вопросы.

Нина Малаш, главный редактор газеты «Кизильский вестник» задает вопрос о занятости населения:

— В селах района уменьшается количество крупных сельхозпредприятий. Когда из района ушел Журавский, остались фермерские хозяйства и ЛПХ. Не имея возможности устроиться на работу по специальности, люди уезжают, молодежь уезжает. Что предпринимает руководство области для создания новых рабочих мест в районах области?

-Давайте пообсуждаем вместе эту тему, — предлагает Борис Дубровский, — в вашем понимании, какие хозяйства нужны сегодня? Наша история знает много моделей. Какая из них эффективнее? Было кулачество, колхозы, совхозы. Нынче фермерство у нас. С точки зрения администрирования, с точки зрения той работы, которую сейчас я выполняю, понятнее крупные хозяйства. Мне понятнее. Понятно, с кем вести диалог, как работать.

После недолгой паузы, губернатор продолжил:

— На территориях главы не Журавскими должны заниматься. Это не их тема. А с фермерами местными надо работать. Надо знать, куда они двигаются, чего хотят. И помогать. Но не до бесконечности. Фермер — это ведь тоже предприниматель и у него должно быть мышление предпринимателя, предпринимательский дух. Фермерам сообща надо создавать единые центры коллективного пользования. Молоко каждый доит от своей коровы, а кефир делают вместе, к примеру. Это один путь. Надо искать свои модели. Инициатива должна от них, от фермеров. А мы будем поддерживать.

Борис Дубровский, как он говорит, со своей историей металлургической до губернаторства сельское производство не считал бизнесом.

— Мы часто говорим, что сельское производство — это продовольственная безопасность страны. Это важно. Но это слоган, лозунг. Любое производство должно приносить прибыль. И среди сельских предприятий есть очень эффективные производства. Что доказывает, надо правильно организовывать производство. Сколько фермеров должно быть, чтобы иметь рабочие места, чтобы они инвестировали свои прибыли в свой район. Считать надо, пробовать разные модели. На мой взгляд, на территории должно быть 2-3 крупных предприятий и сотни мелких. Но решать это территориям.

У кого в округе самые плохие дороги? Кто ездит в Магнитогорск, не задумываясь, скажет, в Нагайбакском районе. Да, дорога от Парижа до Фершампенуаза федеральная. Разве от этого легче автомобилистам?

Вопрос о дорожном строительстве и задала главный редактор газеты «Всходы» Ольга Терякова.

— Мне часто задают вопрос о дорогах,- признается губернатор,- наверное, это правильно: вода камень точит. Мой ответ простой: считаю, губернатор не должен заниматься каждой дорогой. Главнее – выработать алгоритм принятия решений. И он должен быть четким. Неправильно, когда кто-то добежал до губернатора и вот вам новая дорога. В ручном режиме можно решать какие-то вопросы, но это не должно стать практикой. В области сегодня есть тактика и стратегия по дорожной теме. Решения принимаются по приоритетности — серьезный поток движения или если с конкретной дорогой завязан инвестиционный проект. «Не такие мы богатые, чтобы каждый день себе ситцевые штаны шить», понимаете, о чем я?

Ну, а если поработать Дедом Морозом, то я Ваш вопрос беру на контроль. Не дело, когда до Парижа доехать нельзя.

Елена Воронова поинтересовалась мнением губернатора о его поездке по Брединскому району. Борис Александрович отметил эффективность работы сельских фермеров, чьи хозяйства он посмотрел.

На «закуску», еще оставалось время, я спросила, что надо делать губернатору, нам, журналистам, чтобы молодежь оставалась на своей малой родине, возвращалась после учебы в свои города. Ведь, не секрет, что кадры в учреждениях образования, здравоохранении, культуры стареют, территории пустеют.

Борис Александрович начал говорить о том, что можно заставить выпускников возвращаться отрабатывать, и, прервавшись на полуслове, спросил:

— Но Вы ведь не об этом свой вопрос задали? И не это хотели услышать? — И заговорил горячо, даже с какой-то болью:

— У нас почему-то стало принято ругать свой город, край, страну. Требовать особых условий. А мне всегда хочется спросить, а почему хотим на готовое, давайте вместе будем строить у себя такое общество, какое хотим, создавать такой быт, какой хотим. Мне кажется, мы, прежде всего в собственной семье, должны привить и любовь, и патриотизм, и уважение к старшим. Тогда не будет брошенных стариков и детей, тогда не надо будет заставлять молодых возвращаться. Чувство долга будет в них заложено нами. Я считаю, первична душа. О ней и надо заботиться. О чем и как мы думаем, что любим, что хотим оставить после себя – вот что важно.

Нужны ли такие встречи с губернатором? Ему, нам? Думаю, да. Мы, журналисты, обозначаем проблемы – бытовые, житейские, душевные. А губернатор, может быть, возьмет что-то на «карандаш»? Что-то поменяет в своих перспективных планах? За что-то спросит с чиновников?