Архив

В России вспоминают погибших журналистов

15 декабря — день памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей

Ежегодно в нашей стране погибают от 10 до 20 корреспондентов. Причем уголовные дела, возбужденные по этим фактам, остаются нераскрытыми годами.

Все в России давно привыкли вспоминать в этот день Влада Листьева и Анну Политковскую, Артема Боровика и Дмитрия Холодова.

Но и в российской глубинке гибнут журналисты, расследующие деяния олигархов или наркоторговцев. Некоторые имена своих погибших коллег напомнил Obzor.Press.

Журналистов убивают в Москве

Игорь Домников, творческая жизнь которого в течение 20 лет проходила за Полярным кругом, был вынужден перебраться в Москву, не выдержав постоянного прессинга со стороны мэрии Норильска. Являясь сотрудником «Новой газеты» и вплотную подобравшись к связям замглавы администрации Липецкой области с преступной группировкой «Тагирьяновских», он был убит в мае 2000 года в подъезде собственного дома несколькими ударами молотком по голове. Расследование продолжалось 15 лет. В аккурат по истечению срока давности оно было прекращено, заказчик избежал наказания.

Летом 2004 года главный редактор российской версии журнала «Forbes», был расстрелян 4-мя выстрелами при выходе из родной редакции. Он видел стрелявших и до кончины сообщил, что не знает их. Обвиняемые по убийству выходцы из республики Чечня сначала были оправданы, а после возврата дела на доследование скрылись. Найти и поймать беглецов наши силовики с 2006 года так и не смогли.

Иван Сафронов, военный корреспондент газеты «Коммерсант», в феврале 2007 года вернулся в Москву после очередной командировки в Арабские эмираты. Как говорили в редакции, журналист привез неопровержимые доказательства, что российские истребители Су-30 и зенитные ракетные комплексы С-300В планировались к отправке в Сирию и Иран при посредничестве Белоруссии. Так и не представив готовый материал он «вдруг неожиданно» решил покончить с собой и «упал» из окна лестничной клетки между 4-м и 5-м этажами своего подъезда. Такая версия событий была категорически отвергнута родственниками и коллегами, но их мнение следственные органы во внимание не приняли и прекратили поиски убийц.

На Северном Кавказе

Наталья Эстемирова, сотрудник правозащитного общества «Мемориал» убита летом 2009 года. Её похитили в Грозном возле дома. Два свидетеля даже видели, как её заталкивают в автомобиль. Для убийства журналистку вывезли на территорию Ингушетии, где и нашли труп с пулевыми ранениями в голову и грудь. Все произошедшее Рамзан Кадыров на телекамеры назвал чудовищным и пообещал лично контролировать ход расследования. Эстемирова же после публикаций об открытом расстреле людей в одном из чеченских сел услышала прямые угрозы от главы республики и была изгнана с поста руководителя Общественного совета Грозного.

В августе 2014 года журналист и блогер Тимур Куашев был найден на обочине дороги в пригороде Нальчика (Кабардино-Балкария). На теле у молодого человека не было обнаружено следов насилия, в последствии было сделано предположение о его отравлении неизвестными веществами. Похоже, что он был похищен из собственной квартиры, так как не взял с собой телефон, одет был в удобную домашнюю одежду. Ни для кого не секрет, что у журналиста сложились сложные отношения с силовыми органами и властями республики. Он задерживался в ходе траурного шествия по случаю 50-го юбилея окончания Кавказской войны, неоднократно критично высказывался по поводу судебного процесса «58-ми» о попытке мятежа 13.10.2005. За 3 месяца до гибели Куашев отправлял в правозащитные организации, надзорные органы заявление о том, что ему угрожают расправой.

В декабре 2011 года в центре Махачкалы (Дагестан) убит журналист издательства «Свобода слова» Хаджимурад Камалов. Для верности в него стреляли 14 раз, а потом бандитам дали преспокойно скрыться. За систематическую критику Властей Дагестана Камалова обвинили в связях с боевиками и включили в негласные «расстрельные списки».

В Украине и в России за попытки понять, что там происходит

В конце 2014 года организация «Журналисты без границ» признали, что Украина является самым опасным местом в мире для преданных своему призванию работников микрофона, фото- и видеокамер. Только в 2014 году в Донбассе погибли фотокорреспондент Андрей Стенин, оператор Анатолий Клян, репортер Игорь Корнелюк, видеоинженер Антон Волошин.

Под Славянском в мае 2014 года под минометным огнем погибли российский правозащитник и журналист Андрей Миронов и итальянский репортер Андреа Роккелли. Тяжело был ранен французский фотограф Уильям Рогулен. Произошло все у блокпоста ополченцев. Власти ДНР объявили, что обстрел производился со стороны украинских вооруженных сил. Киев же утверждает, что в смерти иностранных журналистов повинны сепаратисты.

Льву Шлосбергу, главному редактору газеты «Псковская губерния» удалось чудом выжить после жестокого избиения, которое он напрямую связывает с расследованием участия российских десантников-контрактников в боевых действиях на территории суверенной Украины. В августе 2014 года на него напали со спины по дороге домой. Били жестоко по голове и животу тяжелыми тупыми предметами. Целью нападения однозначно было убийство. Разбираться в произошедшем следственные органы не особо торопятся, местный же парламент поторопился избавиться от неудобного коллеги.

В сентябре уже в Астрахани тремя отморозками был избит оператор ВВС Стив Розенберг, пытавшийся снимать сюжет о гибели российских военных на границе с Украиной. Камера с отснятыми материалами была украдена, рабочие записи уничтожены.

В провинции

В июле 2012 года в Иркутской области в городе Тулун бывший вице-мэр Геннадий Жигарев напал с ножом на пожилого журналиста Александра Ходзинского, который вел непримиримую борьбу с незаконным строительством торгового центра, который был оформлен на жену незадачливого чиновника. Вымещая злобу за проигранный суд, Жигарев нанес противнику 7 ножевых ранений. Следственные органы вместе с психологами решили, что конфликт, приведший к смерти, довел Жигарева до состояния аффекта. За убийство чиновник был приговорен к 2-м годам лишения свободы. Но затем областной суд вовсе освободил убийцу из-под стражи в связи с истечением срока давности, так как преступление квалифицировано как небольшой и средней тяжести.

В 2010 году в августе 21-летний журналист Даян Шакиро в был найден повешенным в казарме войсковой части, в которой проводил свое журналистское расследование. Отправляясь на срочную службу он обещал редакции «Челябинского рабочего» предоставить дневник, в котором приоткрыть завесу над тем, почему в российской армии в мирное время так часто гибнут солдаты. Родственникам молодой журналист на службу не жаловался. Командование части даже не пыталось расследовать смерть, признали самоубийством. Дневника, никаких набросков в личных делах погибшего военнослужащего не нашли. Или нашли.

Странно в Томске в январе 2010 года прервалась жизнь редактора делового еженедельника «Эксперт-Сибирь» Константина Попова. 47-летний человек был жестоко избит в одном из городских отделений милиции. Проведя в реанимации 2 недели, он скончался. В дни новогодних праздников из квартиры Попова доносилась громкая музыка. На вызов соседей приехал 26-летний милиционер. Будучи сам изрядно навеселе, он притащил Попова в вытрезвитель и почти забил его до смерти, уча уму-разуму. Преступник в погонах объяснил свои действия стрессом, связанным со сложными жизненными обстоятельствами.