Архив

В Челябинске Медведев и Дубровский говорили об импортозамещении

На повестку дня было вынесено два вопроса – о реализации планов импортозамещения в промышленности в 2016 году, о разработке и реализации планов импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе

Стенограмма:
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению

Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Мы проводим выездное заседание нашей комиссии по импортозамещению, встречаемся в Челябинске. Сегодняшнее заседание у нас будет посвящено в основном двум темам: мерам по реализации планов по импортозамещению и, с другой стороны, импортозамещению в ТЭКе.

Для промышленности прошлый год был непростым. Потребительский и инвестиционный спрос снижался, индексы производства также снижались, тем не менее на этом фоне почти во всех обрабатывающих отраслях было зафиксировано снижение доли импорта, хотя в значительной мере это был девальвационный эффект. Принятые нами меры в целом приживаются и по мере возвращения к росту, восстановления деловой активности дают свой эффект, тем более что выход большинства проектов на стадию производства серийной продукции планируется через несколько лет – примерно столько же занимает средний инвестиционный цикл.

Что удалось достичь к настоящему моменту? Наверное, скажу так: важным результатом является организация процесса импортозамещения по всем ключевым отраслям, то есть решения на эту тему везде приняты. Мы провели инвентаризацию наших потребностей в технологиях, в оборудовании, конечно, наших проблем. Разработали законодательную базу, разработали инструменты поддержки, наладили работу по отраслевым планам. Что у нас появилось?

У нас появились чёткие технологические приоритеты снижения зависимости от иностранного оборудования, от комплектующих, от технических услуг, программ. Свёрстаны отраслевые планы, как я уже сказал, и понятно, в каком направлении двигаться.

О чём нужно также сказать: заработали институты (это Фонд развития промышленности), работают законы о промышленной политике, о стандартизации. Сейчас формируется Агентство по технологическому развитию, которое также должно подключиться активно к этой работе. И, наконец, программам замещения импорта обеспечена государственная поддержка, конечно, в тех объёмах, в которых мы в настоящий момент готовы предоставить.

В 2015 году финансирование из различных источников осуществлялось в равных долях, я имею в виду бюджетные и внебюджетные источники. Государственная поддержка составила приблизительно 53,5 млрд рублей, ещё 20 млрд рублей было выделено по линии Фонда развития промышленности. Итого получается 73,5 млрд рублей. Приблизительно столько же профинансировано компаниями за счёт собственных и заёмных средств. Дополнительно предприятиям были предоставлены в ряде случаев государственные гарантии, субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на уплату процентов по кредитам. Ряд предприятий получили поддержку на основе проектного финансирования. Результат за 2015 год – более 800 запущенных инвестиционных проектов. В целом цифра неплохая, конечно.

Теперь о дальнейшей работе. Первое. В такой новой для нас теме, как замещение импорта, – новой в нынешних условиях, конечно, – не может быть раз и навсегда данных решений. Для того чтобы продукция нашего производства отвечала реальным запросам рынка, нужна постоянная актуализация планов.

Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

Для этого региональные планы, отраслевые планы должны быть приведены в полное соответствие, чтобы у нас не провисало ни одно технологическое направление. И конечно, нужно обеспечить единый порядок их учёта и контроля. Исполнение у нас мониторят межведомственные рабочие группы, число проектов растёт, сама деятельность расширяется, поэтому это уже не очень простой процесс. Нужно переходить на автоматизированный мониторинг – мониторинг, который будет происходить в автоматизированном ключе.

Второе, о чём бы хотел сказать. Одна из главных задач – обеспечить спрос на отечественную продукцию. Компании с государственным участием в своих корпоративных планах, в закупочной политике должны больше ориентироваться на продукцию российского производства, более того, их планы будут увязаны с отраслевыми планами по импортозамещению. Если производители будут в курсе перспективных потребностей компаний, мы можем рассчитывать на достаточно уверенное движение вперёд.

Недавно, в конце марта, я подписал распоряжение о проведении второй международной выставки по импортозамещению. Она пройдёт в середине сентября в Москве при поддержке Правительства. Это хорошая возможность познакомиться с нашими достижениями, с разработками, которые есть у промышленности, завязать деловые контакты.

Третье. Недавно было принято решение о заключении первого специального инвестиционного контракта. С этой новой для нас формой партнёрства с инвесторами связываются большие надежды. Нужно продумать, каким образом этот механизм будет развиваться. Очевидно, что для этого и регионам, и предприятиям нужны определённые стимулы. Несколько законодательных инициатив сейчас рассматривается в парламенте, они касаются включения в контракт налоговых преференций, возможности признания компании единственным поставщиком для целей госзакупок. Нужно будет принять окончательное решение. Тем не менее к этому должен быть продуманный подход, рассчитываю также, что сегодня прозвучат предложения на сей счёт.

Четвёртое. Ещё одна важная задача – разработать порядок рефинансирования предприятий с привлечением специальных источников, в том числе Фонда развития промышленности, о чём всё время нам говорят наши коллеги из бизнеса, ну и максимально широко вовлекать в реализацию планов по замещению малый и средний бизнес. Говоря об этих мерах, а они должны в совокупности придать политике импортозамещения более серьёзную устойчивость, не будем забывать, что в прошлом году промышленность у нас находилась в несколько других условиях. Ей сыграл на руку так называемый девальвационный эффект – снижение цен на сырьевые товары, ослабление рубля. Но он не может длиться бесконечно, понятно, что те преимущества, которые отдельные производители получили, рано или поздно закончатся, и необходимо тщательным образом проанализировать, что делать дальше. Конечно, мы и дальше собираемся поддерживать импортозамещение, в том числе финансами. В этом году помощь из бюджета сохранится практически в прежнем объёме. Тем не менее нужно всё-таки вот эти все развилки просчитать для себя, что мы будем делать в ближайшей перспективе.

Теперь в отношении топливно-энергетического комплекса. Я перед совещанием (надеюсь, как и многие здесь присутствующие) осмотрел новый завод по изготовлению высокопроизводительных нефтяных насосов. В России это первое предприятие полного цикла для создания подобного оборудования, и это такой абсолютно чёткий, я бы сказал, рафинированный пример избавления от импортной зависимости в нефтегазовом машиностроении, потому что практически все эти насосы мы получали по импорту, практически ничего у нас не производилось. С учётом места топливного комплекса переход на российские технологии, оборудование в этой сфере способен дать очень серьёзный, масштабный эффект. Когда речь идёт об обслуживании объектов компании, особенно компаний, которые попали под секторальные санкции, иного выбора просто не остаётся. И именно здесь нам нужно сконцентрировать усилия.

В целом уже здесь много что произошло. Доля российской продукции в общем объёме закупок крупнейших компаний сегодня очень неплохая, где-то под 90%. Цифры разные, но плюс-минус они где-то в этом промежутке находятся. В «Транснефти», где мы сегодня смотрели новое производство, это приблизительно 91%. В целом коллеги рассчитывают в ближайшие пять лет выйти на цифры где-то в районе 97%, с тем чтобы только 3% продукции закупалось за границей.

Этой темой сейчас активно занимается специальный научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования. К энергетике в равной степени применимы все те задачи, которые я упомянул в первой части выступления, в том числе и заключение специальных инвестиционных контрактов на освоение новых производств и стимулирование государственных компаний закупать российское оборудование, переход на этот автоматизированный учёт и, конечно, облегчение доступа к заёмным средствам. Хотя для топливно-энергетической сферы, может быть, ситуация с деньгами несколько получше, чем для других, тем не менее всё равно и у них есть проблемы.

Для ритмичной работы важно, чтобы потребности и программы государственных компаний топливного комплекса были максимально синхронизированы с планами импортозамещения. Рассчитываю на то, что министерства, которые этим занимаются, и Минпром, и Минэнерго, это сделают. Когда мы получим полную картину, будет проще сосредоточить ресурсы на приоритетах и выработать единые стандарты. Не исключено, что по многим направлениям – не по всем, но по многим – нам потребуется и проведение НИОКР, причём с привлечением средств государственной поддержки. Вот мои соображения и по первой, и по второй теме. А сейчас давайте заслушаем сообщение министра на эту тему. Пожалуйста, Денис Валентинович.

Д.Мантуров: Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Перед тем как доложить о планах на 2016 год, я коснусь ретроспективы прошлого года.

Нашим ведомством полностью выполнен 31 пункт общего плана содействия импортозамещению в промышленности. Оставшиеся три мероприятия будут реализованы в соответствии с установленными сроками – до конца II квартала этого года.

При активном участии бизнеса реализуются отраслевые планы импортозамещения, которые включают 1730 проектов. На этот год запланирована реализация 423 с общим объёмом инвестиций около 300 млрд рублей. С начала года уже начато 97 проектов. На текущий год, как Вы уже обозначили, планируется выделить 73 млрд рублей, они распределятся по основным, приоритетным отраслям промышленности, включая средства из Фонда развития промышленности – 20 млрд рублей. В настоящий момент фонд совместно с Центробанком приступил к реализации новой программы поддержки лизинга промышленного оборудования. Это важно для повышения технологического уровня предприятий, которые будут выпускать новую продукцию.

Пул участвующих банков и лизинговых компаний полностью сформирован, первые заявки уже поступают на рассмотрение наблюдательного совета нашего фонда. Эта программа обеспечит дополнительный спрос на продукцию станкостроения в районе 15 млрд рублей. 2 млрд предполагается выделить из фонда, и 10 млрд Центральный банк обеспечит из предоставленных займов.

Сейчас мы прорабатываем с нефтегазовыми компаниями механизм финансирования разработок отечественных аналогов на основе технологий, которые используются в импортных изделиях. С этой целью предлагается создать на базе Фонда развития промышленности центр обратного инжиниринга, который саккумулирует государственные и частные средства в пропорции 30 на 70. Для этого требуется оперативно внести соответствующие изменения в мандат фонда. Мы бы просили Вас в этом нас поддержать.

Импортозамещение мы намерены осуществлять не только через развитие собственных компетенций, но и через локализацию. В рамках принятого в прошлом году 719-го постановления Правительства уже осуществлены соответствующие требования об увеличении объёмов производственных операций, выполняемых в России, тем самым мы стимулируем иностранные компании обеспечивать трансфер технологий в нашу страну. Вы уже сказали о дополнительном эффекте, который в этой части должно обеспечить создаваемое агентство технологического развития. Его основной задачей станет содействие в привлечении частных инвестиций для реализации лицензионных проектов.

Что касается поддержки спроса на замещающую продукцию, мы стараемся как можно более активно использовать регуляторные механизмы. По тем видам продукции, которые уже производятся в нашей стране, Правительством в прошлом году уже установлены ограничения и запреты на импорт в рамках госзакупок. К сожалению, на конкурсных процедурах госкомпаний в настоящий момент наблюдается разночтение в трактовке понятия «российский продукт», поэтому мы считаем целесообразным определить требование 719-го постановления обязательным и для таких ситуаций.

Дальнейшее развитие регуляторного направления будет осуществляться в рамках применения положений принятого в прошлом году закона «О стандартизации» и, самое главное, закона-спутника, который был подписан Президентом уже в начале этого месяца. Он внёс изменения в федеральные законы о госзакупках и закупках компаний с госучастием. Благодаря этому заказчики будут устанавливать требования к продукции, работам или услугам на основе национальных стандартов. В прошлом году утверждено более 2 тыс. стандартов, разработанных совместно с бизнес-сообществом, план на этот год – 2,5 тыс. по всем отраслям. Применение нацстандартов позитивно скажется на процессах импортозамещения и будет содействовать повышению качества отечественной продукции. Это необходимо и для наращивания своей доли на внутреннем рынке, и, самое главное, для развития экспорта новой продукции, которую мы создаём в рамках планов импортозамещения. В этом направлении большое значение будут иметь инструменты поддержки экспорта, которые включены Правительством в план по обеспечению стабильного социально-экономического развития. И очень важно, чтобы они были реализованы в полном объёме.

Импортозамещение в интересах топливно-энергетического комплекса осуществляется в трёх связанных отраслях: нефтегазовом, тяжёлом и энергетическом машиностроении. В прошлом году совокупно по этим секторам через различные инструменты поддержки мы довели до предприятий более 5 млрд рублей. С использованием этих средств реализовывается свыше 60 проектов, включённых в соответствующие отраслевые планы импортозамещения.

По нефтегазовому оборудованию общую координацию мы осуществляем через специально созданную межведомственную группу с Минэнерго. Она выявила так называемые красные зоны, то есть технологические направления с критической зависимостью от импорта. У нас 11 направлений, в том числе шельф и добычные комплексы. По каждому из них заказчики в лице нефтегазовых компаний совместно с предприятиями машиностроения подготовили «дорожные карты» по реализации более 70 проектов. 16 проектов уже реализуются с господдержкой, например, с использованием займа Фонда развития промышленности. Концерном ЦНИИ «Электроприбор» осуществляется разработка и подготовка к производству российской роторной управляемой системы. Её серийный выпуск, начало которого запланировано на 2019 год, позволит заместить импортное оборудование при освоении месторождения трудноизвлекаемой нефти.

Вы уже сказали про важность применения для реализации проектов импортозамещения механизмов специнвестконтрактов. В части нефтегазового оборудования нам поступило пять заявок с суммарным объёмом инвестиций около 18 млрд рублей. Это и «Газпромнефть», это и «Транснефть», проект которой мы сегодня смотрели, который запускается, и Вы заложили камень.

Мы рассчитываем, Дмитрий Анатольевич, что и другие компании активно будут использовать этот механизм.

В прошлом году по просьбе руководителя «Газпрома» мы вынесли на Ваше рассмотрение вопрос о заключении компаниями с госучастием и машиностроителями долгосрочных договоров с гарантированными объёмами поставок будущих периодов. На наш взгляд, это может быть сделано при условии выдачи Минпромторгом заключения об отсутствии в России аналогов такого оборудования либо при наличии заключённого СПИКа на освоение выпуска такой продукции. Это обеспечит производство в нашей стране наиболее значимых с точки зрения импортозамещения видов продукции.

Мы считаем целесообразным внести соответствующие изменения в 583-е постановление Правительства. Также необходимо транслировать практику согласования компаниями ТЭКа закупок продукции через правкомиссию и на те случаи, когда оборудование закупается не напрямую, а через привлечение на аутсорсинг сервисных коммерческих организаций. Это не позволит компаниям использовать, по сути, обходной путь по реализации проектов импортозамещения.

Как Вы уже сказали, требуют доработки и корпоративные планы импортозамещения самих нефтегазовых компаний с учётом тех решений, которые уже приняты Правительством. В прошлом году мы провели такую работу с «Газпромом», то же самое необходимо сделать, на наш взгляд, и по другим компаниям с государственным участием.

Отдельно скажу про работу по импортозамещению технологий и оборудования для шельфовых проектов. Вы нас поддержали в части корректировки программы судостроения в прошлом году, мы в этом году завершили эту работу, а для создания предпосылок к снижению критической зависимости от иностранных лицензиаров в ближайшие два года мы обеспечим поддержку на 1,8 млрд рублей в части проведения НИОКР по шести направлениям шельфовой тематики.

В тяжёлом машиностроении с господдержкой реализовывается семь проектов импортозамещения. В частности, нами предусмотрено проведение Копейским и Юргинским машзаводами НИОКР по разработке освоения производства высокотехнологичного оборудования для угледобычи, в том числе добычных комбайнов нового поколения. Дальнейшую координацию работ мы будем осуществлять в формате так же, как межведомственная комиссия по нефтегазу, которая уже доказала свою положительную результативность, то же самое мы хотим сделать по тяжмашу.

По энергетическому машиностроению. На 28 уже реализуемых проектов выделено 2,3 млрд рублей бюджетных средств. Особо отмечу проект создания газотурбинного двигателя мощностью 110 МВт, который сегодня реализовывается консорциумом «Интер РАО», «Роснано», НПО «Сатурн» с участием Академии наук. Сейчас модернизирована версия газотурбинного двигателя, проходят испытания, по итогам которых с 2018 года планируется запустить промышленное производство, и до 2030 года у нас есть заказы на 20 таких турбин.

В заключение отмечу, что в целом в трёх отраслях целевые показатели 2015 года по снижению импортозависимости выполнены. Спасибо за внимание.

Источник: http://government.ru