Архив

Карталы сегодня отмечает юбилей!

17 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Карталы приобрел статус города районного подчинения, включив в свои границы село Полтавка. Население тогда составляло 19 тысяч человек. Вспомним этапы становления нашего города по архивным данным. С днем рождения, Карталы!

1917 год

«1917 год можно считать датой открытия станции и годом рождения поселка железнодорожников в Карталах, жилой фонд которого, состоял из нескольких деревянных бараков и саманных домиков. Станция была маленькой-всего 4 пути», так пишет автор статьи «Станция Карталы» в энциклопедии «Карталы.1944-2004» О.И.Лопатина.

1928 год

В «Списке населенных пунктов Троицкого округа Уральской области» за 1928 год в Полтавском районе в Полтавском сельском совете числится населенный пункт «Карталы ж.д.ст.». Вот сведения по населенному пункту, которые приводятся по данным переписи 1926 года: число хозяйств-87, население мужского пола-174, женского-190, преобладающее население — русск.-330,украин.- 9, школы 1 ступ.-2, больницы-2, телефона и телеграфа –нет, есть почта-2. Упоминается в тексте «Списка..» и о железной дороге: «В Троицком округе существует жел.дор.ветка от станции Карталы до станции Лес в настоящее время не имеющая регулярного движения».

1933 год

Из Постановления ВЦИК от 20 июня 1933 года «Об изменениях в составе районов, городов и рабочих поселков Уральской области в связи с развитием промышленного строительства»:

«Президиум ВЦИК постановляет:

4. Отнести к категории рабочих поселков нижеследующие населенные пункты Уральской области:…

б) населенные пункты, находящиеся на территории следующих районов:…

10) Полтавского района – селение Карталы (с поселками при каменно-угольных копях, кирпичном заводе, Хромовом руднике и черепичном заводе, железнодорожной станцией Карталы, Пермской ж.д. и селением Полтавкой), сохраняя за ним его прежнее наименование «Карталы».

1934 год

Постановлением Челябинского облсовета от 9 декабря 1934 года № 1989 был образован Карталинский поселковый совет с центром в городе Карталы. К Карталинскому поссовету относились: железнодорожный узел, угольные копи, хромитовый рудник, известковый завод, завод безцементных камней, транспортный сельхозкомбинат и все организации железнодорожного узла.

В списках Полтавского района на 1 июля 1934 года значится ст.Карталы с числом хозяйств (семей или одиночек)-1521, количество населения – 5897.

1941-1943 годы

«В годы войны население рабочего поселка было занято на железнодорожном транспорте ст.Карталы, местной промышленности, геологоразведочных и угольных копях. За эти годы население рабочего поселка увеличилось: 1941 год-14900 чел., 1942 год — 15555 чел., 1943 год-18675 чел.».
Но не надо забывать и о том, что в годы Великой Отечественной войны наш район принял эвакуированных граждан из районов военных действий. Количество их в районе -2776 чел. (на 1 июля 1943 г), из них в Карталах- 1043.

1944 год

По мере роста рабочего населения поселок Карталы начал приобретать черты будущего города. Функции поселкового Совета как представительного органа власти все более расширялись и усложнялись. Кроме того поселок Карталы и село Полтавка фактически слились в один населенный пункт.
17 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Карталы приобрел статус города районного подчинения, включив в свои границы село Полтавка. Население – 19 тыс.чел.

1948 год

Выдержки из документа за 1948 год (перепечатываем текст, сохраняя стилистику и пунктуацию):

«Город Карталы за последние 2-3 года значительно вырос. В 1944 году в городе числилось 19 тыс.человек населения, а к концу 1947 года количество населения увеличилось до 30 тыс.человек.

Город Карталы является крупным железнодорожным узлом четырех направлений: Челябинск, Магнитогорск, Чкалов, Акмолинск — на котором занято 10.900 человек и на строительстве №-24 и заводе шлакоблоков Министерства Путей Сообщения работает 1.650 человек.

Кроме того в городе Карталы находятся – Полтавские угольные копи Министерства топливной промышленности, с количеством рабочих 1.150 человек, два ремзавода Министерства земледелия СССР, где работает 450 человек, имеется промкомбинат и строительные участки №-10 и №-15 государственных резервов.

Всего на железнодорожном узле, угольных копях, промартелях, строительствах и учреждениях города работает 16 тыс.человек.

Планом послевоенной пятилетки предусмотрено строительство Южно-Сибирской железнодорожной магистрали Кузнецк-Куйбышев через Акмолинск-Карталы-Магнитогорск. Карталинский железнодорожный узел явится одним из важнейших звеньев этой магистрали. Планом предусматривается значительное расширение существующего железнодорожного узла и строительство новой сортировочной станции Карталы-II со всеми подсобными сооружениями и постройками. Первая очередь станции Карталы вступила в строй в декабре 1947 года.

Железнодорожная магистраль на участке Акмолинск-Карталы-Магнитогорск будет электрифицирована, что дополнительно обуславливает большое производственное, жилищное и культурно-бытовой строительство.

Все это естественно вызывает увеличение рабочей силы и роста городского населения.

Жилищное и коммунальное хозяйство города значительно отстало в своем развитии. Жилой фонд города составляет 3685 домов, с жилой площадью 93994 кв.метров. Из этого числа местному совету принадлежит только 73 дома и ведомствам 362 дома с общей площадью 28980 кв.метров.

В городе Карталы имеется 10 начальных и средних школ, с количеством учащихся 4850 человек, горный техникум на 120 человек учащихся, две больницы на 165 коек, две женских и две детских консультаций, четыре клуба на 1200 мест, кинотеатр на 400 мест, детясли на 230 мест и детсады на 120 мест и др. Здесь также, как и в жилищно-коммунальном строительстве предстоят большие работы.

В текущей пятилетке по линии ведомств намечено строительство: дома связи, гостиницы, железнодорожного техникума, железнодорожной школы на 200 человек учащихся, несколько школьных зданий на 1800 человек учащихся, интернатов на 400 человек детей, больницы на 90 коек, поликлиники, клуба на 800 мест и двух домов отдыха железнодорожников на 120 человек, а также будут построены бани, холодильники, магазины, столовые и проч.

По линии городского Совета должно быть построено в текущей пятилетке: здание горсовета, две больницы, поликлиника, средняя школа, кинотеатр на 400 мест и др.

1950 год

В 1950 году в списках населенных пунктов Полтавского района, предоставленных Полтавским райсоветом в область, к городу Карталы относились: разъезд Арчалы, Воротилинский городок, водокачка, Карталы-2, конеферма к-за Чкалова, Локомотивный городок, Магнитогорский городок, Полтавка, Путейский городок, Почтовый ящик № 15, Полтавский переезд, Рабочий городок, рудник Союзхромита, разъезд Начальное, Ново-Орский городок, Орский городок, Сенной городок, Ст.Карталы-1, совхоз № 5 Дорурса, станция Знойное, товарная ферма к-за Чкалова, станция Комсомольск, Угольные копи, Черный городок, шахта № 5, жд. казармы: 4км, 10км, 16км, 128км, 134км, 132км ЮУЖД.

1963 год

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года город Карталы стал городом областного подчинения. Тогда же был упразднен Полтавский район Челябинской области. Его территория была передана в Брединский и Варненский район.

1965 год

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года город Карталы стал районным центром, вновь образованного в границах бывшего Полтавского района, Карталинского территориального района. На 01.01.1965 года в городе проживало- 37103 чел., в районе – 66028.

Информацию подготовил карталинский архив.