Архив

Почет по-железнодорожному

Электровозу ЭП1 № 300 Южно-Уральской дирекции тяги приписки эксплуатационного локомотивного депо Карталы присвоено имя Вячеслава Воротилина – соответствующая надпись и памятная табличка на кузове данного локомотива появятся уже ко Дню Победы. Коллективу депо, обслуживающему локомотив, будут вручены памятные сертификаты.

Для увековечения памяти легендарных руководителей железнодорожных предприятий руководством ОАО «РЖД» в этом году принято решение присвоить их имена 17 локомотивам. Каждый руководитель, имя которого коллективы работников депо предло¬жили для увековечивания, в свое время явился движущей силой прогрессивных изменений на пред¬приятии. И все же Вячеслав Воротилин, чье имя присвоено электровозу на полигоне ЮУЖД, заслуживает особого рассказа, ведь о его человечности, порядочности, стиле и методах руководства среди карталинских железнодорожников до сих пор ходят легенды.
Вячеслав Порфирьевич родился в семье шахтера в Тульской губернии в 1881 году. После окончания ремесленного училища в 1899 году поступил слесарем в главные мастерские паровозного депо Перми. Работал помощником машиниста, машинистом паровоза, дежурным по депо, мастером по ремонту паровозов, заместителем директора одного из пермских заводов. 13 декабря 1933 года его назначили начальником локомотивного депо Карталы.
Хозяйство, которое принял Воротилин, находилось в плачевном состоянии: практически отсутствовала ремонтная база, остро ощущалась нехватка людей, поездную работу выполняли в основном прикомандированные локомотивные бригады. Первым делом новый начальник депо решил бороться с огромной текучкой, которая была в то время настоящим бичом на предприятии. Так, Воротилин стал ездить по близлежащим деревням и скупать лес, а бывало и целые срубы домов; выдавал ссуды на строительство жилья. Так через три года на пустыре возле локомотивного депо появился целый рабочий поселок, впоследствии получивший название Воротилинского городка. В нем и сейчас живут потомки тех деповских машинистов, которые в тридцатых годах возводили поселок: Черешневы, Седовы, Терещенко и др.
Начальник депо не любил кабинетной работы и большую часть времени находился непосредственно в ремонтных цехах у паровозов, где решал не только производственные, но и личные вопросы своих подчиненных. Вячеславу Воротилину часто приходилось принимать неординарные решения и брать на себя ответственность. Именно благодаря его трезвому техническому расчету и решительности в Советском Союзе началось вождение тяжеловесных поездов: в январе 1936 года Воротилин на свой страх и риск разрешил машинисту Адольфу Лянге провести от Карталов до Троицка состав весом 7200 тонн, который после этого прогремел на всю сеть и тем самым открыл эру вождения тяжеловесников в Союзе.
В локомотивном депо Карталы Вячеслав Порфирьевич проработал семь лет и 25 декабря 1940 года, перед самой войной, его перевели начальником паровозного отдела Нязепетровского отделения ЮУЖД. С этой должности в конце 1952 году в возрасте 71 года он и ушел на заслуженный отдых.
Вячеслав Воротилин отдал железнодорожному транспорту ровно 50 лет. Его многолетний труд государство оценило по достоинству, наградив орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени; присвоив звание «Почетный железнодорожник». Но самая дорогая награда – это, безусловно, память деповчан, в которой он навсегда остался чутким и отзывчивым человеком.