Архив

Налоговая. Перезагрузка

Налоговые структуры меняют методы работы – во главу угла становится клиентоориентированность.

Отношение большинства российских граждан к представителям налоговой службы в нашей стране сложно назвать однозначным — встречи с профессиональными определителями «бремени» населения перед государством мало у кого вызывают теплые чувства. Хотя, вполне возможно, что уже вскоре подобное положение вещей изменится кардинально.
По крайней мере, исполняющая обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Челябинской области Марина Вульман уверена, что все предпосылки к этому «на лицо».
– В последние годы наметился явный перелом в отношении наших сограждан к своим налоговым обязательствам, – утверждает Марина Михайловна. – К примеру, в этом году мы не собирали имущественный налог (сейчас начисляется по окончанию расчетного периода), так люди сами к нам приходили и спрашивали, почему квитанций не несут – переживали, что долги могут образоваться. В целом, заметно, что в последнее время наши налогоплательщики стали гораздо ответственнее.
– Наверное, это положительно сказалось и на общей собираемости?
– В какой-то мере. Вообще, за январь — октябрь текущего года в бюджет было мобилизовано 665,9 миллиона рублей, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 45 миллионов. Но все же в основном столь позитивно повлияли на поступление в бюджетную систему налогов и сборов рост объемов промышленного производства, грузооборота транспорта, финансовой работы наших предприятий наряду с проводимым налоговым администрированием.
Что касается физических лиц, которых на учете в налоговой инспекции состоит 94 тысячи человек, то 33 тысячи из них (35 %) имеют задолженность по имущественным налогам (речь идет о налоге на имущество, земельном и транспортном налоге). Более того, за 10 месяцев текущего года общая задолженность по этим налогам увеличилась на 2,2 миллиона рублей (5,2 %), и составила 43,9 миллиона.
Увеличение задолженности в основном произошло за счет неуплаты транспортного налога: по состоянию на первое ноября эта задолженность составляет 17 миллионов рублей, и это при том, что срок уплаты налога истек 15 июня.
– А что по поводу бизнеса? В отношении него заметны положительные перемены?
– За 10 месяцев текущего года, благодаря активной деятельности рабочих групп, пятеро работодателей легализовали заработную плату, а 13 налогоплательщиков, относящихся к категории «убыточные», уменьшили свои убытки на 45 миллионов рублей. Контрольная работа с этой частью налогоплательщиков будет продолжена и далее, как одна из задач по повышению уровня клиентоориентированности налоговой сферы.
– Что значит «клиентоориентированность»?
– Изначально налоговая служба создавалась исключительно как контрольная служба, сейчас – в большей степени как сервисная клиентоориентированная компания, предоставляющая комплекс государственных услуг. А свое отражение это нашло в изменении организации обслуживания налогоплательщиков, к облегчению нашего взаимодействия. Как частный пример: изменена структура налоговой инспекции – создан отдел по работе с налогоплательщиками их регистрации и учета, оборудованы операционные залы, где приходящие в организацию люди могут в комфортной обстановке заполнить необходимые бланки, дождаться своей очереди. Кстати, с очередями нам тоже довольно успешно удается бороться. Вопервых, если видим, что организуется большая очередь, на помощь оператору людей добавляем – вплоть до начальника отдела. Во-вторых, начиная с августа, для удобства наших клиентов, был изменен и график приема налогоплательщиков. Если раньше в будни мы работали с 8.30 до 17.30, что было удобно далеко не всем нашим клиентам, то теперь два дня в неделю – по вторникам и четвергам – принимаем вплоть до восьми часов вечера. Стали работать и по субботам: по вторым и четвертым субботам месяца с 10.00 до 15.00. Пока по субботам клиентов у нас не много (люди еще не привыкли заниматься налогами в свои выходные), но, думаю, когда наступит пик активности – март-апрель – данная мера отработает себя в полной степени.
– Да, в XXI веке самым ценным становится время…
– И мы это прекрасно понимаем. Сейчас у нас активно внедряются информационные технологии, развиваются бесконтактные способы работы с налогоплательщиками. На настоящий момент на интернетсайте налоговой службы www.nalog.ru и www.r74.nalog.ru доступны более 20 интернетсервисов. Наибольшей популярностью из них пользуется «Личный кабинет налогоплательщика». Кстати, в настоящее время заканчивается тестовая эксплуатация «Личного кабинета-2», с помощью которого физическое лицо, помимо суммы своей задолженности, сможет получить информацию о начисленных платежах и объектах налогообложения. Также, на основании запроса, направленного через Интернет, налогоплательщик может получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки («электронной» либо на бумажном носителе), посчитать «вмененку» с помощью налогового калькулятора, узнать о последних изменениях налогового законодательства. Процесс создания эффективной системы сервисов в системе будет продолжен и далее – для удобства наших клиентов. Всех тех, кто понимает, что «Своевременная уплата налогов и сборов — это залог выполнения социальных программ» не просто слова, а совместно с государством выстраивающееся благополучие каждого из них и их близких.
ХОДЯТ СЛУХИ
…что налоговая инспекция сокращается и переносится в Чесму
— В данный момент идет реорганизация налоговой службы: объединяются наша, 4 межрайонная инспекция, и МИФНС №12 (Чесма). Сейчас известно только то, что в Карталах останется ТОРМ (территориально обособленная единица), а головной офис будет находиться в Чесме. Как конкретно будет строиться наша работа, станет известно только после утверждения штатного расписания.