Архив

Епископ Иннокентий (Васецкий): «Готов работать сам, а не только своих священников научать»

Указом святейшего патриарха Кирилла на служение в Магнитогорской епархии был назначен епископ Иннокентий. Для совершения богослужений и встреч с людьми новопоставленный епископ навестил Карталинский район. Нам удалось встретиться с владыкой в один из дней его пребывания на карталинской земле. Встретиться, чтобы поговорить о мирском и духовном. И, разумеется, о том, каким он открыл для себя Карталинский район на момент нашей встречи, которая состоялась 4-го ноября.
– В первую очередь, Карталинский район я представляю себе частью той епархии и той ответственности, которая на меня возложена, – говорит епископ Иннокентий. – Сейчас я не могу сказать однозначно, что увидел здесь – полная картина еще не сложилась, ведь моя поездка по району только началась. Пока что я посетил только три прихода вместе со Свято-Казанским храмом Карталов. Побывал в Великопетровском, в Анненском поселениях.
В Великопетровке великолепный старинный храм! К сожалению, в силу обстоятельств очень трудно продвигается его реставрация – это памятник архитектуры, и для его восстановления нужен специалист. В Анненском храм строится усилиями верующих. Пусть постепенно, но он воздвигается. До конца поездки я планирую посетить все приходы, а также те села, где приходов нет. А что касается проблем, то они, если честно, такие же как и везде. Меня, конечно, больше волнует духовно-нравственное состояние и общее, и молодежи в частности.
В этой связи хочу отметить – в том, что зависит от меня, я готов помогать. Готов работать сам, а не только своих священников научать. Иначе невозможно прочувствовать пульс жизни.
– Вопрос православного воспитания молодежи сегодня, пожалуй, в числе наиболее обсуждаемых по всей России тем. Каково Ваше личностное отношение к внедрению в школьную программу уроков православия?
– Тут важна точность: не «Православие», а «Основы православной культуры». В проекте этот модуль является одной из составных частей общего предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». И я думаю, не только как священнослужитель, но и как историк, о том, что именно православная культура в нашей стране стала государствообразующей, нужно помнить.
Мы уважаем все религии, все конфессии, и не против, если такое же движение будет, к примеру, у мусульман. Но вот «Светская этика» в ее современном варианте не дает полного объема культурного подхода к наследию своего отечества, в отличие от предлагаемого модуля. Более того, думаю, это даже поможет ребятам в учебе. К примеру, чтобы по-настоящему изучить творчество классиков литературы, нужно знать ту культуру, в которой писатели и поэты росли и воспитывались. Только так можно понять поиски бога Пушкина, которого он искал всю жизнь, и нашел лишь под конец ее; понять причины уныния Лермонтова, которое сквозит через всю его поэзию; понять философию Достоевского, Толстого и других. Я думаю, что для понимания мотивации поступков наших исторических деятелей, также нужно знать культуру, в которой они воспитывались и росли.
– И все же, думаю, Вам и самому уже не однажды пришлось столкнуться с определенным страхом населения в отношении этой темы. Или, может даже с протестом?
– Да, я вижу, что многие боятся, в том числе и «Основ православной культуры». Но, как показывает мой опыт, страх уходит, когда становится видна очевидная польза. Нельзя не отметить еще одной причины бытующего страха: многим учителям современных школ более близка этика советской поры. Но педагог – это и служение, и творчество. Я думаю, что если бы учитель, как творец, взялся бы за что-то новое для себя, то и ему бы интереснее стало работать. Я сам сюда приехал из Ставрополья, где уже имеется трехлетний опыт преподавания этого предмета. И, что отмечается, со временем участие священников в выборе этого предмета становится меньше, а процент выбирающих только растет. Более того, когда я служил в Ставропольском крае, в Александровске, в четвертом классе школы одного из моих приписных приходов на момент определения по этому предмету было 11 детей, все – мусульмане. И они выбрали «Основы православной культуры». Когда я, заинтересовавшись, приехал к их родителям узнать почему, те ответили, мол, основы исламской культуры мы им будем дома преподавать, но хотим, чтобы они знали и культуру соседей. Считаю такой подход мудрым – пора через детей народ возвращать к своим культурным традициям.
– А каким образом делу возрождения культурных традиций может служить произошедшее разделение епархии?
– Официальным языком это не «разделение», а «разукрупнение», – отметил епископ Иннокентий. – Делается оно как раз с целью приближения епископа и паствы. Сейчас, как раз на основе своего маленького опыта управления, могу сказать, что больше чем в половине посещенных мною приходов, епископа не было никогда, за все время их существования. А ведь это немаловажно, когда и духовенство и паства может общаться напрямую со своим архиереем. Не через секретаря, не через 300 километров, а напрямую. Ведь епископ это не только глава епархии, но в какой-то мере и отец духовный. Такие встречи очень важны и для меня, как для священнослужителя, ибо позволяют прочувствовать «пульс жизни», увидеть, чем живут люди на территории и понять, как и в какой мере могу быть полезен им я, как наставник.