Архив

И снова в путь

В конце прошлого года президент компании Владимир Якунин подписал распоряжение «О сохранении работоспособности паровозного парка ОАО «РЖД». Теперь уникальные раритетные локомотивы, оставшиеся на сети дорог, будут восстановлены, они станут принимать самое активное участие в праздничных мероприятиях, киносъемках, поведут туристические поезда. Эти машины – символ нашей истории.
В Советском Союзе паровозы сохранялись в рабочем состоянии в качестве стратегического резерва вплоть до 1990 года, но потом вышло постановление правительства об их списании. Машины тысячами отправляли в металлолом, однако уникальные из них все-таки удалось спасти, и сегодня они используются как памятники. Так появился на постаменте паровоз в Карталах, который стал не только украшением, но символом города железнодорожников.
Переломным моментом в сохранении раритетного парка явилось создание ОАО «РЖД». Руководство компании сразу поддержало идею сохранения паровозов, как части исторического наследия, и в 2007 году вышел соответствующий документ, которым предписывалось содержать в исправном состоянии не менее пяти машин на каждой дороге. Увы, время не пощадило паровозы, и сегодня их в России осталось около 150 штук, из них только 33 локомотива – на ходу.
В сегодняшнем распоряжении президента определены четыре базовых локомотивных ремонтных депо для восстановления паровозов, цеха которых дооснастят необходимым оборудованием, чтобы привести в порядок паровозы уникальных серий и поддерживать в рабочем состоянии остальные. В их число вошло ремонтное локомотивное депо Аркаим (бывшее локомотивное депо Карталы) и в частности его производственный участок в Троицке. Шесть лет назад здесь был открыт цех по обслуживанию паровозов. За эти годы слесарями восстановлены локомотивы пяти серий: Л, ЛВ, П36, Эр 796-43 и Эр 787-66. Каждая из этих машин – легенда отечественного паровозостроения. Несмотря на солидный возраст, локомотивы находятся в хорошем техническом состоянии, активно участвуют во всех ретро-турах, которые проводятся на дороге в честь знаменательных дат.
Среди этих раритетов выделяется пассажирский паровоз П36, в котором воплотились самые передовые достижения мировой и отечественной инженерной мысли послевоенного времени. В данный момент на железных дорогах России сох ранилось всего несколько паровозов этой серии.
Два из них – на Южно-Уральской магистрали. Один застыл на вечной стоянке в музее железнодорожной техники возле вокзала станции Челябинск, а второй под номером 0031 находится в строю действующих машин и в основном используется для вождения ретропоездов. Жителям города железнодорожников уже трижды доводилось видеть эту прекрасную машину на перроне вокзала станции Карталы, когда она, выпуская клубы пара и оглашая окрестности мощным гудком, отправлялась в ретро-тур с ветеранами до станции Магнитогорск – Пассажирский. Внешний облик паровоза, его формы и сегодня поражают совершенством, вызывая неподдельное восхищение.
– Уже много лет занимаюсь ремонтом паровозов, но всякий раз с душевным трепетом смотрю на эту технику. Сколько в ней мощи и красоты! – подчеркивает мастер участка Константин Кондрашкин. – Она для меня как живой человек и олицетворяют собой целый пласт в истории не только нашего депо, но и страны. Хорошо, что принято решение об их сохранности.